Бензин и дизельное топливо в странах Европейского союза будет постепенно заменяться биогорючим. Такая рекомендация содержится в директиве, предписывающей заменить к 2005 году 2% потребляемого бензина и дизельного топлива на горючее растительного происхождения. К 2010 году доля биотоплива должна возрасти до 10%.
Как отмечают специалисты, биотопливо (например, этанол), которое производится на основе сельскохозяйственных культур, позволит в значительной степени уменьшить загрязнение атмосферы газами, оказывающими пагубный "парниковый эффект". При использовании биотоплива в атмосферу выбрасывается на 40-80% меньше газов, чем от обычного бензина. Использование биотоплива имеет для Евросоюза немаловажное значение и в плане снижения энергетической зависимости от других стран.
Для выработки биотоплива может быть использован широкий ассортимент сельскохозяйственных культур, включая маслосемена, сахар, пшеницу и кукурузу. Руководство ЕС намерено ослабить зависимость стран-членов от использования минерального топлива, применение которого связано с эмиссией вредных веществ в атмосферу. До сих пор менее половины стран Евросоюза предпринимали шаги по внедрению биотоплива на свои внутренние рынки. По новому законодательству правительства отдельных стран ЕС должны будут ежегодно отчитываться перед Брюсселем о проделанной в данной области работе.
Директива предусматривает такую фискальную меру, как сокращение налогов для снижения цены биотоплива по сравнению с традиционными видами минерального горючего с целью стимулирования его потребления владельцами автомобилей. Инициатива ЕС совпала по времени с введением нового законодательства по увеличению выпуска биотоплива в США, Канаде, Бразилии, Индии и Австралии.
Президент австрийского Института биотоплива В. Кербиц, приветствуя принятие нового законодательства, указал вместе с тем, что в странах с низким уровнем налогообложения топлива снижение ставок налогов на биотопливо не сделает их более конкурентоспособными, что потребует принятия дополнительных фискальных мер. По его мнению, страны ЕС уже располагают достаточным объемом мощностей по производству биотоплива для удовлетворения потребностей промышленности и он существенно возрастет в связи с предполагаемым расширением в 2004 г. состава Евросоюза. Урожайность маслосемян в Восточной Европе существенно возросла по сравнению с такими странами, как Великобритания и Германия, что приведет к росту поставок сырья для выработки биотоплива в ЕС. Из всех стран Евросоюза наиболее продвинутой в сфере производства экологически чистого топлива является Германия, в которой ежегодно потребляется около 1 млн. т био дизельного топлива, вырабатываемого из рапсового семени.
Биоэтанол может производиться с использованием сахара, кукурузы или пшеницы. Во Франции для этого применяется в основном пшеница, а в США и Китае - кукуруза. Полагают, однако, что для выработки биоэтанола все в большей степени будет использоваться сахар. В ближайшем будущем ожидается увеличение его поставок на мировой рынок и роста запасов и, вероятно, все больше компаний будут переходить на выпуск биоэтанола.