USD 97.9559

0

EUR 104.2533

-0.6

Brent 71.98

+0.12

Природный газ 2.88

-0.03

...

Энергетическая стратегия России до 2020 года: курс на стабильность

Правительство РФ одобрило проект Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года

Энергетическая стратегия России до 2020 года: курс на стабильность

Правительство РФ одобрило проект Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года. В месячный срок документ будет доработан и внесен в Правительство на окончательное утверждение. В дальнейшем параметры, заложенные в Энергетическую стратегию, станут ориентирами для разработки других программ - отраслевых, региональных и корпоративных, а также конкретных проектов.
Вице-премьер В. Христенко, курирующий данный вопрос, отметил, что стратегия представляет собой "документ верхнего уровня". Она определяет "основные ориентиры как внешнего, так и внутреннего характера", в том числе топливный баланс и воздействие развития ТЭК на социально-экономические тенденции в стране. Энергетическая стратегия также ставит ряд задач для других отраслей российской экономики, прежде всего, касающихся развития трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также портового хозяйства.


,По сообщению Департамента правительственной информации, документ предусматривает:
- полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, что должно наряду с другими мерами привести к снижению энергоемкости ВВП к концу рассматриваемого периода на 45-55% и росту производства электроэнергии в 1,35-1,5 раза;
- совершенствование структуры производства электроэнергии за счет опережающего темпа роста ее выработки на атомных электростанциях, по сравнению с тепловыми электростанциями, и более полного использования потенциала гидроэнергетики Сибири и Дальнего Востока;
- сохранение целостности и развитие Единой энергетической системы России и ее интеграцию с другими энергообъединениями на Евразийском пространстве;
- укрепление позиции России на мировых топливно-энергетических рынках с развитием нефтегазопроводов в северном, восточном и южном направлениях, рост объемов экспорта нефти, газа, угля и электроэнергии;
- модернизацию и коренную реконструкцию действующих нефтеперерабатывающих заводов с целью повышения качества нефтепродуктов и увеличения глубины переработки нефти до 84% против 71% в настоящее время;
- появление новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на полуострове Ямал, в Республике Саха (Якутия) и на Дальнем Востоке, на арктическом шельфе и шельфе острова Сахалин;
- приоритетность использования природного газа в коммунально-бытовом секторе, в качестве сырья для переработки в отраслях промышленности и обеспечении долгосрочных экспортных контрактов;
- сохранение Единой системы газоснабжения страны в качестве единого технологического комплекса, развитие ее за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности, в том числе расширение ее на Восток России;
- более высокие темпы роста потребления угля по сравнению с другими видами органического топлива и наращивание добычи угля, прежде всего, в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах. Минэнерго России, Минэкономразвития России, МПР России, Минатому России, Минпромнауки России, МАП России по результатам состоявшегося обсуждения поручено уточнить в месячный срок Энергетическую стратегию и внести в установленном порядке в правительство Российской Федерации соответствующий проект решения об ее утверждении.


,Энергетическая стратегия страны предполагает выход на стабильный уровень добычи нефти и газа. По словам вице-премьера, по основным ресурсам, прежде всего нефти и газу, предполагается выход "на плато" стабильности по объемам добычи. Добыча нефти, исходя из умеренного сценария, может составить 450 млн тонн в год, причем выход на этот уровень может произойти к 2010 году, а в дальнейшем будет сохранена перспектива такого объема добычи. Что касается оптимистического сценария, то объем добычи нефти может составить 520 млн тонн в год.
Что касается добычи газа, стабильный объем добычи может колебаться от 680 до 730 млрд кубометров в год. Внутренние цены на газ до 2006 года могут составить 35-39 долларов за 1 тыс. кубометров. По словам В.Христенко, в дальнейшем этот ориентир на 2010 год запланирован в коридоре 46-49 долларов за 1 тыс. кубометров.
Как отметили в правительстве, энергостратегия является "не программным документом, а философией, поэтому параметры могут меняться; топливно-энергетический комплекс к 2020 году должен стать обслуживающим отечественную экономику инструментом".
Основной задачей российского правительства является снижение вдвое энергоемкости экономики до 2020 года. Все существующие прогнозы изменились или стали нереальными с активным развитием топливно-энергетического комплекса за последние три года. Темпы роста в этом секторе экономики в некоторые годы превышали 10 % а объемы производства ТЭК выше тех, которые прогнозировались в 1999 году.
Накануне заседания в Минэнерго, в 2002 году Россия поставила на экспорт 184 млн. тонн нефти и 130 млрд. кубических метров газа.
Одной из главных задач на среднесрочную перспективу является поддержание того темпа роста в топливно-энергетическом секторе, которого удалось достичь в последние годы. Это поможет создать условия, которые будут способствовать развитию перерабатывающего сектора промышленности. Для того, чтобы поддержать тот темп роста в топливно-энергетическом комплексе, который удалось достичь за последние годы, российское правительство начнет ряд реформ в этом секторе экономики, призванных модернизировать и создать новые мощности и заменить участие государства в качестве инвестора не негосударственных инвесторов.
Стратегия содержит в себе различные сценарии, ориентированные на разные параметры роста экономики и условия мировой конъюнктуры. В стратегии оценены оптимистический, умеренный и критический варианты. Оптимистический сценарий предусматривает рост ВВП России к 2020 году в 3.3 раза по сравнению с уровнем 2000 года. При умеренном сценарии ВВП возрастет за тот же период в 2.5 раза.
Один из ключевых моментов стратегии заключается в задаче снизить к 2020 году энергоемкость российского ВВП в 2-2.5 раза. Реализация этой задачи, как ожидается, должна произойти за счет структурных изменений в экономике, а также под влиянием ожидаемых ценовых трендов, которые будут задаваться по основным топливно-энергетическим ресурсам.
Средняя цена на нефть на мировых рынках к 2020 году по прогнозам Правительства составит 28-30 долларов за баррель. Между тем, по прогнозам международных институтов и ОПЕК, средняя цена на нефть до 2020 года будет колебаться в коридоре 22-23 доллара за баррель.


,Правительство РФ считает важной прокладку экспортных нефтегазопроводов как в восточном, так и в западном направлении.
По словам министра И. Юсуфова, речь идет прежде всего о поэтапной реализации проекта нефтегазопровода Ангарск-Находка-Дацин (Китай) и необходимостью развития этого направления. В настоящее время подводятся итоги технических расчетов, после чего правительство определится "с тем, кто более эффективно подойдет к реализации этого проекта".
В числе приоритетов правительства Юсуфов назвал и увеличение объемов прокачки нефти по Балтийской трубопроводной системе до 50 млн тонн, а также строительство терминала на Кольском полуострове. Он позволит принимать нефть с шельфов северных морей и одновременно перекачивать нефть из Сибирского региона.
Большое значение в правительстве уделяют и трубопроводу "Дружба"-"Адрия", который позволит экспортировать российскую нефть через территорию Хорватии, в дальнейшем - в Северную Америку.
Правительство предполагает наращивать мощности и для перекачки отечественного газа. В частности, речь идет об увеличении поставок газа по трубопроводу Ямал-Европа, обеспечить газификацию Сибирского региона с Кавыктинского, Чингинского и Сахалинского месторождений.
С учетом достигнутых договоренностей с Туркменией российское правительство рассматривает возможность строительства дополнительного газопровода из Туркмении в Россию, который будет действовать наряду с уже действующим газопроводом. Маршрут будет обсуждаться со всеми странами, через территорию которых будет проходить газопровод (Узбекистан, Казахстан).
Все эти проекты будут обозначены в среднесрочной программе, которую Минэнерго будет разрабатывать совместно с правительством. Пока не названы конкретные сроки утверждения программы, но правительство собирается утвердить ее уже в текущем году.


,России необходимо законодательно регламентировать поддержку отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей. Это имеет важное значение для проведения эффективной политики на внешних топливно-энергетических рынках. Помимо этого, необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии.
В проекте стратегии отмечается, что государственная энергетическая политика во внешнеторговой сфере должна быть направлена на переход страны от роли преимущественно поставщика сырьевых ресурсов к роли самостоятельного участника мирового оборота энергетических товаров, проводящего независимую политику на мировых энергетических рынках.
Целями внешней энергетической политики являются укрепление позиций России на мировых энергетических рынках, максимально эффективная реализация экспортных возможностей отечественного ТЭК, рост конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке, недискриминационный режим внешнеэкономической деятельности в энергетическом секторе, включая доступ российских энергетических компаний к зарубежным рынкам энергоресурсов, финансовым рынкам, передовым энергетическим технологиям, содействие привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций в российский энергетический сектор.
Стратегическим интересам России отвечают формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развитие международных энерготранспортных систем, обеспечение недискриминационного транзита энергоносителей. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлениях.


,Экологические неправительственные организации России выразили несогласие с некоторыми положениями Энергетической стратегии, направив на имя председателя правительства РФ Михаила Касьянова обращение с предложениями по улучшению Стратегии.
Одобрив целый ряд положений проекта Основных положений Энергетической стратегии, в особенности те из них, которые согласуются с основными положениями действующей Экологической стратегии РФ, экологи отмечают недостаточную проработанность мер, механизмов и конкретные показателей развития ТЭК. В частности, возражение вызывает экстенсивный подход к развитию нефтяного комплекса (преимущественное развитие экспорта сырой нефти в период до 2010 г. при одновременном снижении или стагнации экспорта нефтепродуктов), провозглашаемый в проекте Энергетической стратегии курс на развитие атомной энергетики в европейской части России, а также включение в этот документ планов по расширению и строительству новых магистральных трубопроводов экспортного предназначения, еще не прошедших предусмотренную законодательством процедуру экологической оценки.
Особенное беспокойство экологов вызывают проекты строительства нефтепроводов "Россия-Китай" и "Ангарск-Приморье". Государственная экологическая экспертиза этих проектов еще не завершена, а проведенная общественная экспертиза этих проектов, "показала их экономическую несостоятельность и высокую экологическую опасность для уникальных природных экосистем, таких как озеро Байкал, Морской заповедник в Приморье и др.".
В связи с этим авторы обращения выступили с рядом предложений:
- создать рабочую группу с участием заинтересованных представителей неправительственных организаций (НПО) РФ, Минэкономразвития, Минэнерго и других министерств и ведомств РФ для рассмотрения альтернативного варианта развития российского ТЭК, основанного на менее оптимистичном прогнозе развития конъюнктуры мирового рынка нефти в период до 2020 г.;
- исключить из текста проекта Основных положений Энергетической стратегии России перечень конкретных мероприятий по расширению и строительству новых магистральных трубопроводов, не прошедших предусмотренную законом процедуру обсуждения и согласования;
- рассмотреть дополнительные экономические и финансовые механизмы по формированию и применению налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки и обеспечение экологической безопасности (введение системы рентных платежей, включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг) и др.);
- повысить внимание к энергосбережению, альтернативной энергетике, более интенсивной добыче углеводородного сырья на уже освоенных месторождениях и повышение эффективности использования существующих транспортных коммуникаций.