...

Стратегия развития сырьевой базы РФ

Начиная с 1994 года ситуация с воспроизводством сырьевой базы углеводородов стала ухудшаться. На протяжении ряда лет резко снижались объемы геологоразведочных работ, соответственно сокращалось количество открытий новых месторождений, добыча углеводородного сырья не компенсировалась приростами запасов.

Стратегия развития сырьевой базы РФ

Начиная с 1994 года ситуация с воспроизводством сырьевой базы углеводородов стала ухудшаться. На протяжении ряда лет резко снижались объемы геологоразведочных работ, соответственно сокращалось количество открытий новых месторождений, добыча углеводородного сырья не компенсировалась приростами запасов.
В 2002 году наметилась серьезная положительная тенденция, которую и нужно будет закрепить в ближайшие годы.
Так, в 2002 году достигнута компенсация добычи углеводородного сырья приростом запасов. Это произошло благодаря следующим трем факторам:
1.Ужесточение контроля за выполнением условий пользования недрами со стороны МПР России, включая инвентаризацию лицензий и контроль за оговоренными в лицензионных соглашениях объемами поисковых работ за счет собственных средств пользователей недр.
2.Завершение бурения скважин, начатого в 2000-2001 годах за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставленных в эти годы в распоряжении компаний (с 2002 года эти отчисления отменены).
3.Высокие мировые цены на нефть, что позволило компаниям инвестировать в геологоразведку значительные собственные средства.
Результаты 2002 года создают хороший задел на ближайшие годы для прироста запасов промышленных категорий за счет средств пользователей недр после передачи участков недр в пользование через систему конкурсов и аукционов.
Вместе с тем, несмотря на хорошие показатели 2002 года, в среднесрочной перспективе сложившаяся схема воспроизводства запасов нефти и газа остается рискованной, и не гарантирует устойчивую компенсацию добычи новым приростом запасов.
Для гарантированной устойчивой компенсации добычи новыми приростами запасов необходим комплекс мер, касающихся как нераспределенного, так и распределенного фонда недр.
В нераспределенном фонде недр необходимо обеспечить предлицензионную подготовку новых участков недр к аукционам и конкурсам с целью оценки нефтегазового ресурсного потенциала пока еще слабоизученных отдаленных районов страны и новых нефтегазоносных горизонтов в изученных добывающих районах. Для этого за счет средств федерального бюджета необходимо проведение региональных геофизических работ, бурение в год 10-12 параметрических и 20-25 поисковых и оценочных скважин. При этом необходимо расширить практику выдачу лицензий на геологическое изучение недр на условиях риска за счет как крупных компаний, так и малых и средних предприятий, ввести прозрачную процедуру бесконкурсного предоставления права пользования недрами для геологического изучения на условиях риска в случаях наличия одного заявителя.
При этом часть затрат федерального бюджета будет ежегодно возвращаться в виде бонусов от аукционов и конкурсов на право пользования недрами. Другая, большая часть, будет поступать в бюджет за счет налогов от добычи углеводородов из новых месторождений.
В распределенном фонде недр необходимо резко ужесточить контроль за выполнением условий лицензионных соглашений, ввести в практику безусловный, автоматический возврат государству лицензий в случаях невыполнения условий лицензий пользования недрами, обеспечить гарантии бесконкурсного права на добычу в случае открытия месторождения за счет собственных средств в период действия лицензий на геологическое изучение недр на условиях риска.
Эти меры позволят обеспечить устойчивую компенсацию добычи углеводородов новыми приростами запасов промышленных категорий в России в ближайшие десять лет, а также позволят создать достаточно прочный задел перспективных и прогнозных ресурсов на более отдаленную перспективу.
По материалам международного форума ?Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты?.