Начиная с 1994 года ситуация с воспроизводством сырьевой базы углеводородов стала ухудшаться. На протяжении ряда лет резко снижались объемы геологоразведочных работ, соответственно сокращалось количество открытий новых месторождений, добыча углеводородного сырья не компенсировалась приростами запасов.
Начиная с 1994 года ситуация с воспроизводством сырьевой базы углеводородов стала ухудшаться. На протяжении ряда лет резко снижались объемы геологоразведочных работ, соответственно сокращалось количество открытий новых месторождений, добыча углеводородного сырья не компенсировалась приростами запасов.
В 2002 году наметилась серьезная положительная тенденция, которую и нужно будет закрепить в ближайшие годы.
Так, в 2002 году достигнута компенсация добычи углеводородного сырья приростом запасов. Это произошло благодаря следующим трем факторам:
1.Ужесточение контроля за выполнением условий пользования недрами со стороны МПР России, включая инвентаризацию лицензий и контроль за оговоренными в лицензионных соглашениях объемами поисковых работ за счет собственных средств пользователей недр.
2.Завершение бурения скважин, начатого в 2000-2001 годах за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставленных в эти годы в распоряжении компаний (с 2002 года эти отчисления отменены).
3.Высокие мировые цены на нефть, что позволило компаниям инвестировать в геологоразведку значительные собственные средства.
Результаты 2002 года создают хороший задел на ближайшие годы для прироста запасов промышленных категорий за счет средств пользователей недр после передачи участков недр в пользование через систему конкурсов и аукционов.
Вместе с тем, несмотря на хорошие показатели 2002 года, в среднесрочной перспективе сложившаяся схема воспроизводства запасов нефти и газа остается рискованной, и не гарантирует устойчивую компенсацию добычи новым приростом запасов.
Для гарантированной устойчивой компенсации добычи новыми приростами запасов необходим комплекс мер, касающихся как нераспределенного, так и распределенного фонда недр.
В нераспределенном фонде недр необходимо обеспечить предлицензионную подготовку новых участков недр к аукционам и конкурсам с целью оценки нефтегазового ресурсного потенциала пока еще слабоизученных отдаленных районов страны и новых нефтегазоносных горизонтов в изученных добывающих районах. Для этого за счет средств федерального бюджета необходимо проведение региональных геофизических работ, бурение в год 10-12 параметрических и 20-25 поисковых и оценочных скважин. При этом необходимо расширить практику выдачу лицензий на геологическое изучение недр на условиях риска за счет как крупных компаний, так и малых и средних предприятий, ввести прозрачную процедуру бесконкурсного предоставления права пользования недрами для геологического изучения на условиях риска в случаях наличия одного заявителя.
При этом часть затрат федерального бюджета будет ежегодно возвращаться в виде бонусов от аукционов и конкурсов на право пользования недрами. Другая, большая часть, будет поступать в бюджет за счет налогов от добычи углеводородов из новых месторождений.
В распределенном фонде недр необходимо резко ужесточить контроль за выполнением условий лицензионных соглашений, ввести в практику безусловный, автоматический возврат государству лицензий в случаях невыполнения условий лицензий пользования недрами, обеспечить гарантии бесконкурсного права на добычу в случае открытия месторождения за счет собственных средств в период действия лицензий на геологическое изучение недр на условиях риска.
Эти меры позволят обеспечить устойчивую компенсацию добычи углеводородов новыми приростами запасов промышленных категорий в России в ближайшие десять лет, а также позволят создать достаточно прочный задел перспективных и прогнозных ресурсов на более отдаленную перспективу.
По материалам международного форума ?Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты?.