Личность выходца из нефтегаза, экс-главы Транснефти, главы госкорпорации Семена Вайнштока сегодня почти легенда в НГК. Этого сильного, жесткого управленца, поднявшего некогда хилевшую Транснефть на уровень крупнейших компаний страны, сравнивали даже со Сталиным, взявшим страну в лаптях и оставившего с атомной бомбой…
От Повхнефти до Транснефти
Вайншток окончил Киевский инженерно-строительный институт и по распределению поехал на Когалым.
Личность выходца из нефтегаза, экс-главы Транснефти, главы госкорпорации Семена Вайнштока сегодня почти легенда в НГК. Этого сильного, жесткого управленца, поднявшего некогда хилевшую Транснефть на уровень крупнейших компаний страны, сравнивали даже со Сталиным, взявшим страну в лаптях и оставившего с атомной бомбой…
От Повхнефти до Транснефти
Вайншток окончил Киевский инженерно-строительный институт и по распределению поехал на Когалым.
Вскоре он стал замруководителя по хозчасти НГДУ «Повхнефть», которое возглавлял Вагит Алекперов. Затем Вайншток занял аналогичный пост в «Когалымнефтегазе», а в 1993 г. возглавил предприятие. Через два года он стал гендиректором «Лукойл — Западная Сибирь» и вице-президентом «Лукойла». Продолжить карьеру в «Лукойле» Вайншток не мог — кресла первых вице-президентов были заняты, меньшее ему было неинтересно. В сентябре 1999 г. первый вице-премьер Н. Аксененко и министр топлива и энергетики В. Калюжный добились досрочного прекращения полномочий президента «Транснефти» Савельева и замены его на Вайнштока. Савельев, считавший увольнение незаконным, угрожал, что не пустит Вайнштока в здание. Тому пришлось прорываться в офис при помощи отряда спецназовцев. Часть топ-менеджеров отказывались работать с Вайнштоком. В итоге в Москву из Когалыма переехало вместе с Вайнштоком более 15 сотрудников. Почти сразу он крупно поспорил с «Лукойлом» по вопросу предоплаты за услуги «Транснефти».
Главный проект
Главным проектом Вайншток считал трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Его первая очередь будет сдана уже без него. У нефтяников были причины недолюбливать Вайнштока. Он заставлял их раскошеливаться на строительство новых труб и даже предложил им самим попросить правительство повысить тарифы на прокачку нефти. Однако именно Семен Вайншток исполнил мечту нефтяников - ликвидировал дефицит мощностей. До его прихода в Транснефть свободных мощностей в трубопроводах не хватало примерно на 15-20% и нефтяники воевали друг с другом за лучшие направления. Теперь мощности на 20% в избытке, а нефтяники конкурируют за заказчика. На 319,97 % выросла капитализация «Транснефти» с момента выхода на классический рынок. Это произошло при Вайнштоке. Тогда компания была оценена в $607,2 млн, сейчас она стоит $2,55 млрд.
По словам ведущих энергетиков, система, которую внедрил в компании Вайншток, будет работать, как швейцарские часы без перебоя, еще как минимум лет 6-8.
Досье НГК
Чтобы перечислять все заслуги Семена Вайнштока, не хватит одного номера журнала. Но сразу надо сказать, что экс-глава Транснефти был славен и как крайне жесткий руководитель, не прощающий ошибок ни подчиненным, ни себе лично.
Самым большим грехом Вайншток считал воровство и попавшихся увольнял сразу же. При этом он был хорошим психологом, умеющим найти подход к человеку и вселить в него уверенность.
Коллеги вспоминают, что Вайнштоку все нужно было сделать по высшему классу, первому разряду. Как-то задумал Алекперов построить в Когалыме православный храм и мечеть, а возглавил это строительство Вайншток. Когда сооружение храма завершалось, освятить его попросили архиепископа Тобольского и Тюменского Дмитрия, но тот стал тянуть. Вайншток возмутился: «Кому этот храм нужен? Тебе, православному, или мне, иудею?» И добился, что в итоге храм освятил лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Практически везде, где работал Вайншток, о нем сохранилась память. Причем память эта весьма материальна. Так, в Когалыме он лично создал музей боевой техники Второй мировой войны, он сам собирал эту коллекцию, ездил в Министерство обороны.
Во время своего руководства он предельно жестко противостоял политико-экономическим группам влияния, чем завидно отличался от других управленцев его уровня.
Партия сказала – Сочи…
Возможно, именно эти качества и стали решающими в новом назначении для Вайнштока. Сразу после объявления Сочи олимпийским городом резко встал вопрос: «А кто сможет выполнить задачу в срок и при этом не растерять бюджетных денег?» Создавать компанию, отвечающую за олимпийскую застройку, нужно было с нуля. Опыт Семена Вайнштока на посту президента «Транснефти» показался Владимиру Путину вполне подходящим. Действительно, нужно будет строить и управлять крупными инфраструктурными объектами (в «Транснефти» это были трубопроводы) и выстраивать отношения с различными бизнес-структурами (для «Транснефти» это нефтяные компании). Здесь должен пригодиться опыт достаточно жесткой работы с партнерами, поскольку желающие освоить олимпийский бюджет начали выстраиваться в очередь.
Проблем, с которыми пришлось столкнуться Вайнштоку на Олимпийском направлении, действительно огромное количество. Это и выкуп земель у частных лиц (государство предлагает по 12 тыс. $ за сотку, рыночная же цена в несколько раз больше – прим.ред.), и развитие дорожной структуры, улучшение и укрупнение набережных…
Причем, следуя своим принципам, Вайншток не дает воровать никому, чем вызывает раздражение у целого ряда чиновников и бизнесменов. В СМИ выходят «заказные» публикации скандального характера. Однако свалить им такую глыбу, как Вайншток, явно не под силу.
- Вайншток выполнит задачу, - рассказали нам люди из его окружения, - его порядочность, принципы, строгость и требовательность у многих сейчас, как кость в горле. Но если не он, то никто!
Автор: Дарья Джузенова