Коренастый, краснолицый, плотный, среднего роста мужчина, в разговорах нарочито небрежен, не без хитринки, но от речей прямо-таки веет сермяжной правдой, этакий отец-командир, директор из старых советских фильмов – таким запомнился Рем Вяхирев, согласно нашим опросам, большинству россиян.
Родился Рем Иванович 23 августа 1934 года в селе Большая Черниговка Куйбышевской области. Окончил Куйбышевский институт нефти и газа по специальности «разработка нефтяных и газовых месторождений», квалификация «горный инженер». Работал на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса на различных инженерных и административных должностях. Вяхирев. В 1970–1976 гг. — он уже начальник газопромыслового управления. С 1976 по 1978 г. — директор производственного объединения «Оренбурггаздобыча». В 1978–1983 гг. — главный инженер всесоюзного производственного объединения «Оренбурггазпром». С 1986–1989 год — 1-й заместитель министра газовой промышленности СССР. А с 1989–1992 гг. заместитель председателя правления государственного газового концерна «Газпром». С 1992 года — председатель правления РАО «Газпром». 5 декабря 1996 года назначен председателем совета директоров «Сибнефти». В сентябре 1997 года направил в «Сибнефть» письмо «с просьбой об исключении его кандидатуры из списка для выборов в новый состав совета директоров в связи со значительной загруженностью по основному месту работы». 18 мая 2001 года Вяхирева выбрали главой созданного Российского газового общества. 30 мая 2001 года совет директоров «Газпрома» освободил Рема Вяхирева от обязанностей председателя правления компании. Согласитесь, путь не гладкий. Как говорится, «управленец с земли», то есть не чей либо ставленник, а прошедший лично все уровни НГК и знающий о работе не по рассказам подчиненных…
, Так уж у нас заведено, если человек покинул большой пост – о нем либо плохо, либо ничего. По Рему Ивановичу «прошлись» почти все СМИ. Мол, господин Вяхирев и положением злоупотреблял, детей «продвигал» по службе и чуть ли не создал собственную империю в противовес руководству страны! Да, ярлыков навесить на человека, отрешенного от власти, у нас, увы, всегда занятие почетное…
Мало кто из «правдивых и смелых» газетчиков вспомнил, что и ставший в наши дни популярным «Голубой поток», и ввод в эксплуатацию газопровода «Ямал – Европа», и строящийся СЕГ – все это детища Рема Вяхирева.
Чтобы быть более объективными, даже не вспоминая, что собственно господин Вяхирев стоял за созданием крупнейшей мировой корпорации «Газпром», давайте вместе вспомним самые знаковые события его правления. В 1993–1994 году он подписывает соглашение о сотрудничестве с «Газ де Франс», соглашение с компанией «Несте» о поставках газа в Финляндию сроком на 20 лет. 31 мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров РАО. С 1996 года начали осуществляться торги акциями Газпрома на специализированной площадке Федеральной фондовой корпорации. В сентябре Вяхирев заключает контракт о поставках сибирского газа в Италию. В эти же сроки в Варшаве подписан крупнейший для Европы контракт на поставку российского газа. Согласно контракту, в течение 25 лет Польша получит из России 250 млрд. куб. м. топлива. В октябре Газпром успешно разместил на фондовых рынках США и Европы 1,15 процента своих акций в форме американских депозитарных расписок (АДР). Спрос со стороны зарубежных инвесторов в 5 раз превысил предложение. В ноябре введены в эксплуатацию первоочередные участки газопровода «Ямал – Европа» на территориях Польши и Германии общей протяженностью 117.2 км, включая переход через р. Одер. Это позволило осуществлять поставку российского природного газа в объеме 600 млн. куб. м в год на территорию Германии. При полном развитии системы газопровода «Ямал – Европа» объем газопоставок позже составит 67 млрд. куб м. газа в год. В декабре учреждена дочерняя компания Газпрома «Межрегионгаз», осуществляющая сбыт газа в России. В том же году введено в эксплуатацию Западно-Таркосалинское месторождение природного газа в Западной Сибири. В январе 1997 года Вяхирев и компания «Несте» подписали протокол о создании совместной компании для строительства североевропейского газопровода (СЕГ). В сентябре подписан крупный контракт на освоение ряда участков месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе с участием, наряду с Газпромом, компаний «Тоталь» (Франция) и «Петронас» (Малайзия). В декабре заключено межправительственное соглашение о поставках российского газа в Турцию через газопровод по дну Черного моря. Оно положило начало осуществлению крупнейшего международного проекта «Голубой поток».
В феврале 1998 года Рем подписывает Соглашение о стратегическом альянсе Газпрома с компанией «Эни». В мае экологический проект Газпрома и компании «Рургаз АГ» удостоен премии Федерального объединения германской промышленности. В том же месяце Газпром завершил пятилетние переговоры с Рургазом о закупках газа, получив гарантированный сбыт в Европе до 2020 г. 160 млрд. куб. м «голубого топлива».
В мае Газпром и норвежские компании «Статойл» и «Норск Гидро» подписали в Москве протокол о сотрудничестве на континентальном шельфе Печорского моря.
В 1998 году завершился международный аудит 70% запасов газа Газпрома, подтвердивший надежность сырьевой базы компании. В этом же году впервые опубликована полугодовая финансовая отчетность Газпрома, подготовленная по международным стандартам…
Этот список можно продолжать до бесконечности. Стоит лишь добавить, что и поставки газа в Нидерланды, и выигрыш тендера на разработку газового месторождения в Индии на шельфе Бенгальского залива, и создание «Каспийской нефтяной компании» без Вяхирева, возможно, не состоялись.
, В 2000 и в 2001 годах никто и вообразить себе не мог, чтобы Рем Иванович сам проголосовал за свою отставку. Но так случилось. Вяхирев объяснил это – давним желанием уйти на пенсию. Коллеги говорили, что Рем Иванович устал постоянно воевать. В 98-м на Вяхирева навалились Кириенко с Немцовым. Упрекая Газпром за то, что он выбил себе льготное налогообложение. Вяхирев тогда отбил эти атаки, нарисовав апокалиптическую картину кризиса: отключение должников, отток инвестиций из России, свертывание международных мегапроектов и тому подобное. Он отбил атаку Маслюкова, ведавшего экономикой во времена Примакова, и нового премьера Степашина, и даже главы другой естественной монополии — РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса. При этом он не единожды заявлял, что чуть ли не тяготится и своим хлопотным местом, и госакциями, доверенными ему в управление, и готов уйти хоть завтра.
Одной из причин его ухода многие связывают с нежеланием Рема Вяхирева поддерживать планы правительства по радикальной реструктуризации газового хозяйства. «Это все подчас на грани глупости»,- говорил он тогда. Он был уверен, что «расчленение „Газпрома“ несет угрозу экономической безопасности России». Правительство же поняло, что начать реструктуризацию «Газпрома» станет возможным только после смены руководства компании.
Чтобы понять, какой же все-таки был человек Вяхирев, в заключение хочется привести отрывок из его интервью, которое он дал уже после отставки.
Журналист: — Как вы оцениваете деятельность команды Миллера по возврату активов компании?
Рем Вяхирев: — Я не знаю. Я этим не занимаюсь. И вообще не вмешиваюсь ни в какие дела: ни в экономические, ни в политические. Мне самое главное – это навести порядок в своем собственном дворе и вокруг него.
Журналист: — А состояние самого «Газпрома»?
Рем Вяхирев: — Не занимаюсь я этим. А критиканством никогда в жизни не занимался. А если знаю, не скажу.
Журналист: — Все так плохо?
Рем Вяхирев: — Просто не хочу говорить. Ребята только начинают работать. Им надо помогать, а не критиковать. А то вы их сейчас помоями обольете, они вообще забудут, что делать надо.
Комментарии, по-моему, излишни.