USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 86.99

+0.14

Природный газ 1.746

+0.01

4 мин
...

Зачем "Газпром" превратил SouthStream в SlowStream?

Похоже, "Газпром" больше не считает трубопровод "Южный поток" своим наиболее важным проектом. Такое заключение можно сделать из подготовленного «Газпромом» проекте «Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года».

Зачем "Газпром" превратил SouthStream в SlowStream?

Похоже, "Газпром" больше не считает трубопровод "Южный поток" своим наиболее важным проектом. Такое заключение можно сделать из подготовленного «Газпромом» проекте «Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года». В нем говорится, что (здесь идут многочисленные варианты событий, которые могут повлиять на строительство трубопровода) срок ввода трубопровода в строй может быть перенесена на 2015 год.

Несколько месяцев назад эта новость стала бы сенсацией, учитывая, сколько сил и административного ресурса было вложено компанией в этот проект. Сегодня это новость, увы, выглядит не столь удивительной.

Напомним, что ранее сообщалось, что российско-итальянский проект будет запущен в 2013 году. Партнеры вели активную работу, причем, на фоне заметно тормозившего проекта Nabucco, их планы выглядели просто великолепно. Этот срок назвал в январе предправления «Газпрома» Алексей Миллер и с тех пор продолжал называть этот срок «реалистичным». "Газпром" активно работал с теми странами, через которые будет проходить труба и уже подписал соглашения с Сербией, Грецией и Болгарией. на очереди была Австрия, как вдруг газовый монополист решил притормозить глобальный проект.

Самое интересное, что судьба трубопровода очень напоминает его "двойника", трубопровода Nabucco. Напомним, что трубопровод планируется европейскими странами, как альтернативный путь доставки газа (пока, правда, не понятно, чьего) помимо российского. Первоначально Nabucco планировался быть построенным в 2011 году за 6 млрд евро. В первоначальный период консорциум активно занимался тем, что привлекал новых участников, практически не занимаясь строительством. В итоге, к началу этого года консорциум вынужден был признать, что заявленные стоимость и сроки слишком оптимистичны. Сначала проект был перенесен на 2013 год, а затем вырос в цене практически в два раза. Учитывая проблемы у трубопровода с газом, «Газпром" справедливо рассудил, что "мертворожденная труба" ему не помеха. В итоге, скорее всего, газовый монополист сам стал заложником собственного оптимизма. Торопясь как можно скорее построить реализовать свои экономические и политические амбиции, "Газпром" сам вынужден был признать, что поторопился с оценками. В таком случае, планирование проекта можно признать неудовлетворительным. Самое интересное, что первоначальные оценки российско-итальянского трубопровода, аналогично с европейским коллегой, выросли в цене вдвое и по срокам на два года.

"Сроки ввода перспективных объектов (включая Южный поток") будут определяться исходя из конъюнктуры внешних и внутренних рынков, государственной политики в отрасли (включая налогообложение), динамики цен на металл и других факторов", - объясняет сам монополист в документе. С одной стороны, проект признается перспективным, а с другой - слишком много должно сложиться так, чтобы "Южный поток" действительно был построен в 2013 году. Также сроки будут зависеть от успеха переговоров по маршруту трубы, об объемах транспортировки газа по территории стран-участниц, а также о принципах управления СП, создаваемых для строительства и эксплуатации газопровода (сухопутные участки трубы "Газпром" планирует строить совместно с национальными игроками каждой из стран-участниц), перечисляет холдинг.
Многовато условностей для газового монополиста, который всегда привык добиваться своего. Выходит, компания действительно изначально планировала строительство трубопровода на 2015 год, а предыдущие заявления делала в рекламных целях и для гонки с Nabucco.

На самом деле, "Газпрома" есть поводы для того, чтобы изменить сроки строительства. Во-первых, о своем интересе к строительству заявляют все больше и больше стран, с каждой из которых необходимо согласовывать условия прохождения трубы по их территории. Во-вторых, потребление газа растет такими темпами, что есть вероятность, что газовому монополисту придется обратить большее внимание внутреннему рынке, пока не вступят в строй Бованенковское и Штокмановское месторождения. К 2014 году холдинг планирует освоить и Харасавейское месторождение, что позволяет о том, что газа у монополиста будет достаточно. А вот в 2013 году могут возникнуть некоторые проблемы. В-третьих, сегодняшняя ситуация на рынке не позволяет компании взять дополнительные дешевые кредиты на строительство ЮП. Проблемы с Украиной, новый председатель совета директоров - все это могло наложить свой отпечаток на то, что "Газпром" так легко отказался от своих планах.

Заметим, что своим решение, газовый холдинг создает для себя ряд проблем. Каждый год отсрочки при сохранении роста цен на металл и общей инфляции может увеличивать смету проекта на 5-10%. При сегодняшней цене трубопровода около 20 млрд евро на надводную и подводную части, это будет значить, что к 2015 году стоимость "Южного потока" может составить около 33-35 млрд евро. С другой стороны, не будем забывать и о другом излишнем оптимисте - Nabucco. Да, сейчас у трубопровода банально нет газа, но активные действия Ирана показывают, что Тегеран готов предоставить свой газ в обмен на лояльность Европы к его ядерной программе. Все это, если Nabucco действительно будет построен к 2013 году, может привести к потерям российской компании в потребителях, что станет холдингу в миллиардные убытки в дальнейшем. Задержка трубы с мощностью 30 млрд кубометров газа в год будет стоить "Газпрому" как минимум $15 млрд по ценам сегодняшнего дня. Не будем забывать и то, что проект строится не только российской компанией, но и ее итальянским партнером. Задержка может нанести определенный урон итальянцам, хотя, скорее всего, этот вопрос с ними был согласован.

Что это? Попытка бежать впереди паровоза, выдавая желаемое за действительное, либо просчитанная акция "Газпрома"? Скорее всего, в компании понимали, что построить 2400 километров трубы за 4 года просто нереально, и умышленно назвали предыдущую дату, чтобы оказать давление на Nabucco. Зная опыт экономистов компании, вряд ли можно предположить, что холдинг согласился бы потерять такие деньги из-за каких-то сложностей. Перенос имеет смысл только в том случае, если "Газпром" сможет поставлять газ по трубопроводу Nabucco, не конкурируя с ним, а имея две полноценные новые трубы в Европе. В любом случае, "Южный поток" уже очень похож на своего конкурента.-коллегу. Пока же нам остается лишь ждать новых планов и заявлений "Газпрома".