На этой неделе «Газпром» официально вступил в клуб производителей и продавцов сжиженного природного газа со всеми правами - первый танкер с газом на три буквы прибыл в Японию, а произведен он был на собственном заводе в Сахалине, в рамках проекта «Сахалин-2». До этого газовый монополист лишь перепродавал СПГ, но сам имел большие планы по его производству. Учитывая то значение. которое принимает СПГ в мировой энергетике, следует задаться вопросом -, а где появится брат-близнец сахалинского завода? Судя по всему, он появится на Ямале.
«Этот завод отвечает самым высоким стандартам. " Здесь использованы самые современные, высокотехнологичные мощности по сжижению газа". " Работа по этому проекту, вне всякого сомнения… имеет стратегическое значение как для нашей страны, так и для ряда других государств, наших зарубежных партнеров прежде всего". " Россия является ведущим производителем природного газа, позиции России в качестве глобального поставщика газа в мире укрепляются".
Мы не удивимся, если через несколько лет подобные речи будет говорить президент России и о заводе СПГ на Ямале. Пока же так сказал Дмитрий Медведев на открытии завода на Сахалине в рамках нефтегазового проекта " Сахалин-2".
Россия, благодаря этому проекту, ворвалась на рынок СПГ, планируя стать крупным игроком на бурно развивающемся рынке. Странно, но сейчас Россия вообще не представлена на мировой СПГ карте, хотя и является крупнейшим производителем газа в мире. Обусловлено это тем, что пока " Газпрому" выгоднее тянуть трубу к непосредственному потребителю, но уже в скором времени компании придется уделить огромное внимание новым разработкам.
" Мы видим, что у условиях усиления процессов глобализации рынка СПГ, существенного повышения транзитных рисков, когда подписываются рискованные документы, игнорирующие интересы России, необходимо по-новому рассмотреть стратегию в области СПГ, проанализировать целесообразность начала реализации новых проектов в этой области", - обозначил новую стратегию компании Алексей Миллер.
В целях диверсификации маршрутов экспорта, обеспечения безопасности поставок и упрочения лидирующего положения компании на международном газовом рынке правление поручило профильным подразделениям продолжить работу по реализации " Стратегии ОАО " Газпром" в области производства и поставок сжиженного природного газа аккурат 1 апреля 2009 года. Проблемы с транзитом и необходимость находить новых покупателей вывели Ямал в ранг продолжателя дела " Сахалина".
Сжиженный природный газ - это охлажденный до перехода в жидкую фазу (t ниже -160°С) природный газ, криогенная жидкость. В условиях хорошей тепловой изоляции СПГ при небольшом давлении может храниться длительное время, что позволяет перевозить его на дальние расстояния. При сжижении из 620 кубометров природного газа получается 1 кубометр жидкости весом около полутонны. По большому счету СПГ - не самостоятельный промышленный продукт, а форма транспортировки природного газа. Добытый на месторождениях газ на специальных предприятиях путем резкого охлаждения сначала сжижается, затем везется морскими судами-метановозами в порты, где на специальных терминалах по регазификации СПГ вновь преобразуется в газообразную форму для доставки по трубам конечным потребителям.
Заводы по сжижению и регазификации играют одновременно и роль химического производства: используемые на них технологии позволяют с минимальными затратами извлекать из поступившего с месторождения газа все ценные примеси или же разделять сжиженный газ на фракции. Именно в этих фракциях и есть вся соль СПГ - газ словно расщепляют по составляющим, каждую из которых можно использовать отдельно.
Следует сказать, что Ямал уже давно рассматривался как один из приоритетных регионов для развития производства СПГ на экспорт. ТЭО соответствующего проекта было разработано ООО " ВНИИГАЗ" еще в 1995 г., однако затем он был приостановлен по причине общего экономического спада в стране. Тогда сложно было вообще сказать, возьмется ли газовый монополист за Ямал - ведь затраты исчислялись миллиардами рублей. Оживление началось в 2003 г. Оно было связано в основном с открывающимися возможностями поставок сжиженного газа в США и постоянными проблемами с странами-транзитерами.
Еще в 2002 году Александр Рязанов, в то время заместитель председателя правления холдинга, говорил, что уже в ближайшие 2 - 3 года " Газпром" обзаведется своим " свечным заводиком". Правда, тогда " Газпром" несколько увлекся разгребанием завалов отношений с бывшими республиками СССР, которое продолжалось еще несколько лет. Разобравшись с транзитерами, «Газпром" вплотную подобрался к проблеме производства сжиженного природного газа. Затем руководство российского концерна заявляло, что окончательное решение о строительстве завода СПГ на полуострове Ямал будет принято в 2009 году, однако работа по этому проекту уже началась. Теперь мы точно знаем. что работа уже ведется - в списке возможных партнеров газового холдинга в этом деле мелькают названия самых крупных нефтегазовых компаний мира: от британской Shell до испанской Repsol. Есть уже и реальные подвижки - в рамках XII Петербургского международного экономического форума между компаниями " Газпром" и Shell был подписан протокол о создании рабочей группы. «Мы подписали с Алексеем Миллером протокол, что мы создадим рабочую группу по проработке совместного участия в строительстве завода на Ямале", - сказал журналистам главный исполнительный директор концерна Shell Йерун Ван дер Вир.
Постараемся понять, почему именно Ямал выбран одной из площадок строительства крупнейшего завода по производству СПГ «Газпрома".
Главное - это близость к запасам газа для переработки. Не исключено, что СПГ будут получать из Харасавейского месторождения, которое должно вступить в строй на три года позже Бованенковского, то есть в 2014 году. Просто Бованенковское, как наиболее крупное в регионе, будет материальной базой для выполнения контрактных обязательств в Европе, а Харасавейское как раз начнет свою работу в момент окончания строительства завода. Харасавэйское ГКМ с запасами газа более 1 трлн. куб.м располагается в северо-западной части полуострова Ямал на берегу Карского моря. и может стать прекрасным портом для транспортировки газа по основным экспортным направлениям. Расстояние до Роттердама 2300 морских миль, до восточного побережья Америки (СПГ-терминал Everett) 4900 морских миль, до Мексиканского залива 6200 морских миль. А мы помним, что, чем дальше везти СНГ, тем выгоднее становится его производство и перевозка.
Эксперты полагают, что «Газпром" может и должен транспортировать часть газа морским путем - через Карское море. Это особенно оправданно в начальный период транспортировки, до тех пор, пока линии трубопроводов не протянутся ко всем месторождениям. Затем за дело возьмется железная дорога. Часто упоминаемая нами ветка Обская - Бованенково, которая строится просто по невероятно быстрому графику, является примером того, что сжиженный природный газ с Ямала может поступить в любую точку страны и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По железной дороге он может добраться и до Китая либо уйти в Южно-Восточную Азию.
К преимуществам восточного берега и Обской губы в целом с точки зрения сокращения затрат на строительство причального устройства можно отнести следующие географические моменты строительства:
• В отличие от западного побережья Ямала, где волны
достигают 7 м, волны в Обской губе обычно не превышают 2,5 метров.
Это - зона припайного льда (не дрейфующего, в отличие от западного
побережья Ямала), что сокращает затраты на строительство
отгрузочных сооружений, т.к. последние не будут подвержены
существенным нагрузкам, возникающим при движении дрейфующего
льда.
• Припайный лед сравнительно гладкий: высота торосов редко
превышает 5-6 м. Относительно гладкая поверхность облегчает
возможности танкера к маневрированию у причала
• Сравнительно короткий период ледохода в Обской губе обычно не
превышает двух недель, когда затруднено судоходство.
• Льды в Обской губе целиком припайные, пробитый в них канал в
период с апреля по май не смерзается, что облегчает
судоходство.
Помимо чисто географического и социального вопроса, есть у данного проекта на Ямале ряд выгод для самой компнии:
• " Газпром" сможет войти в элиту мирового СПГ рынка, диверсифицировав свои трубопроводные поставки, получая дополнительную прибыль от поставок СПГ. Скорректировать свои планы по его производству компания сможет на месте, тогда как природный газ компания вынуждена добывать в постоянном режиме. Рост протяженности экспортных газопроводов по территориям других государств и связанные с этим трудности согласования условий транзита газа и платы за транзит резко контрастируют с отсутствием таких проблем в проектах транспортировки СПГ.
• " Газпром" сможет увеличить свое влияние на мировой газовый
рынок, доставляя газ туда, куда обычный, трубопроводный путь,
невозможен. Уже сейчас понятно, что основным потребителем
российского СПГ станет Япония, Южная Корея, страны Северное Европы
и Северная Америка. Обратите внимание, что все эти страны активно
строят регазицикационные терминалы, понимая, что за газом стоит
будущее. " Газпром" сразу же сможет избавиться от европейского
ярлыка монополиста, ведь конкуренция на рынке СПГ идет
огромная.
• Как
уже говорилось выше, условия функционирования завода по
производству ПГ допускают реализацию всех видов добываемого
углеводородного топлива, что повышает экономическую эффективность
проекта и расширяет сферу его применения. Таким образом, тот газ,
который компания вынуждена утилизировать, будет попадать на этот
завод и затем продаваться.
• Возможность использовать СПГ для собственных нужд. " Газпром"
сможет перевести свой многочисленный транспортный парк на Ямале на
СПГ, что позволит экономить значительные средства. СПГ можно
использовать на электростанциях, которых для громадного проекта
понадобится немало.
• Не будем забывать про то, что сейчас в стране нет экспортных
пошлин на вывоз СПГ и вряд ли они появятся в ближайшее время.
Власти России всячески поддерживают начинания газового холдинга в
этой отрасли. Так как оно позволяет развивать не только саму
промышленность, но и науку с технологиями. Таким образом, «Газпром"
может надеяться на определенные льготы при строительстве завода СПГ
на Ямале.
• " Газпром" может создать свой запас газа, который, затем, мог бы
быть снова перегнан в природный газ. Дело в том, что, в данном
случае, компания серьезно сможет сэкономить на строительстве
подземных газовых хранилищ. Кризис, аналогичный нынешнему, может
повториться и перед газовым холдингом вновь станет проблема
консервирования излишков газа, который не смогут выбрать клиенты. В
данном случае, строительство СПГ завода поможет решить эту проблему
и приведет к созданию стратегического запаса сжиженного газа.
• " Газпром" может серьезно сэкономить, строя столь инвестиционно
привлекательные объекты на Ямале. Приход иностранцев на
строительство СПГ может подвигнуть их на технологическую помощь в
ряде других проектов.
• В настоящее время явно нарастает стремление производителей газа к
консолидации и объединению для совместных действий и координации
цен. На повестке дня вопрос о возможном создании " газового ОПЕКа",
основной задачей которого будет усиление влияния на рынках газа и
расширение возможностей для политического нажима на покупателей в
США, Европе и Азии. Пока мировой газовый рынок фактически поделен
на региональные сегменты - североамериканский, европейский,
азиатский, южноамериканский, и объединение этих сегментов возможно
только через СПГ. Это понимают все производители газа.
Таким образом, продолжать свою СПГ-эпопею " Газпром" может и должен на Ямале, в рамках своего глобального проекта по освоению месторождений полуострова.