USD 89.6883

0

EUR 99.1919

0

Brent

0

Природный газ

0

...

Что нам стоит Арктику освоить?

Страшно сказать, но, несмотря на многочисленные обсуждения проблем и, главное, перспектив арктического шельфа в последние пару лет, оттуда не было вывезено ни одного кубометра газа или барреля нефти. И дело не столько в том, что добывать углеводороды там пока просто невыгодно при $50 за баррель, а транспортировка окончательно делает эти проекты фантастическими. Вопрос в другом - кто может добывать нефть и газ в Арктике и может ли перед лицом все более ухудшающейся экологической обстановке в мире?

Что нам стоит Арктику освоить?

Страшно сказать, но, несмотря на многочисленные обсуждения проблем и, главное, перспектив арктического шельфа в последние пару лет, оттуда не было вывезено ни одного кубометра газа или барреля нефти. И дело не столько в том, что добывать углеводороды там пока просто невыгодно при $50 за баррель, а транспортировка окончательно делает эти проекты фантастическими. Вопрос в другом - кто может добывать нефть и газ в Арктике и может ли перед лицом все более ухудшающейся экологической обстановке в мире?

Обобщить накопленный опыт ответа на эти вопросы решили в Министерстве природы России, проведя 10 апреля 2009 г. совместно с председателем Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктором Орловым круглый стол «Арктический шельф в политике и экономике XXI века. Задачи России». Формат круглого стола был не случаен - необходимо было обсудить возникающие проблемы при виртуальном желании России начать освоение Арктики и подвести итоги того, что уже было сделано в этом направлении.

В арктических морях (Баренцево, Карское и т. д.) находится около 87,5% российских шельфовых запасов нефти и газа, в восточных - около 11,5%, в южных (Черное, Азовское, Каспийское) - чуть больше 1%. Общая площадь российского шельфа составляет четверть мирового. Надо учесть, что освоение арктического шельфа России - дело гораздо более трудное, чем разработка шельфов других стран. В частности, вблизи российских месторождений отсутствует береговая и морская инфраструктура. Это также серьезная проблема для России, которую нужно решать уже с представителями ВПК и крупнейших нефтегазовых компаний. Для них это важно и по причине падения цены на нефть. Падение цен на нефть сделало свое дело: наши нефтяные компании отказываются от освоения новых месторождений. «Газпром» и «Газпромнефть» считают, что на сегодня добыча сырья на этих блоках невыгодна. В условиях кризиса долги нефтегазовых компаний весят все больше, а значимость инвестиций в светлое будущее стремится в понимании нефтяников к нулю. Парадоксально, но в России нет даже специализированных портов - на одних и тех же строят атомные подводные лодки и траулеры с танкерами. Этот вопрос вообще был вынесен участниками круглого стола в разряд важнейших.

Для начала всех присутствующих ознакомили с состоянием дел на шельфе и оказалось, что проблемы с Арктикой существовали всегда. Говорить о том, что сейчас мир отстает в ее освоении просто нельзя - если бы начали разрабатывать 100 лет назад, потенциал был бы выработан, а осталась бы экологическая катастрофа, расхлебывать которую пришлось бы нам с вами. Если мы начнем осваивать Арктику сегодня, то перед нашими потомками станет та же проблема.

На круглом столе было отмечено, что при гигантских запасах (около 100 млрд тонн нефтяного эквивалента), эти цифры не должны никого прельщать, ведь добывать нефть в Арктике просто очень и очень дорого. К тому же, из этих ста миллионов тонн добыть мы сможем порядка 9 млн.

Затраты на освоение 1 тонны нефти в России:

Западная Сибирь -30$
Восточная Сибирь - 80$
На Сахалине - 300$
На шельфе Арктики - 700$ за тонну


9 млн тонн по $700 - затраты на освоение составят около $6,5 млрд. При уровне цен в $50 за баррель даже начинать подобный проект нет смысла. $150 и выше оставляют ему шанс. На круглом столе была высказана мысль, что проект уже слишком политизирован, чтобы посмотреть на него с точки зрения простой экономики - и именно инвестиции в такие громадные проекты и стали одной из причин кризиса. " Кризис закончится, как только мы перестанем вкладывать средства в подобные проект", - отметил один из участников конференции. Сейчас же на шельфе лишь планируется открытие трех месторождений с запасами не более миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте. А сколько сил нужно будет, чтобы до них добраться.

Подвел итоги нерадостного положения дел в Арктике заместитель Председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский. Он отметил, что на энергичное развитие Арктики необходимы миллиарды долларов. Несмотря на заманчивость получать нефть и газ с бесхозных земель, есть громадные риски и неоправданная дороговизна по ряду причин.

• Удалённость от основных транспортных и инфраструктурных проектов и маршрутов.
• Глубина залегания нефти и газа, с которой российским компаниям еще не приходилось сталкиваться. Таким образом, нужны не только дополнительные средства, но и новые технологии.
• Шторма и морская погода, которая будет мешать установке буровых и их эксплуатации. Резко повышается возможность несчастных случаев в результате низких температур.
• Отрицательные температуры - это дополнительные затраты на питание, буровые, обогрев.

Но это не значит, отметил он, что осваивать Арктику не нужно. По сути, это один из немногих проектов, где Россия может показать себя во всей красе. Ограниченные транспортные возможности пока отодвигают извлечение углеводородов на неопределенный срок - у России пока нет таких мощных транспортных судов для преодоления ледяных заторов. Пускать же перед каждым из них атомоход - просто глупо и очень дорого. Он отметил, что главным итогом этого круглого стола должны стать рекомендации в Государственную Думу и Правительство России для изменения положения в освоении Арктики. Необходимо проработать законодательство для привлечения ПЗИ (прямые зарубежные инвестиции). Об иностранных инвестициях говорили и ранее, но до сих пор непонятно, на каких условиях они будут работать и какую отдачу получать.

Никакие иностранцы не придут в Россию, пока не будут введены налоговые каникулы для месторождений шельфа и не появятся целевые государственные кредиты. Иностранцы могут помочь не только деньгами, но и оборудованием, поэтому необходимо ввести нулевую таможенную ставку на ввоз уникального оборудования, не производящегося в Россию

Был солидарен с коллегой. Директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России Денис Храмов. Он обозначил позицию государства по данному вопросу.

Текущие направления политики:

Внешнеполитическое - обоснование внешней границы континентального шельфа в борьбе с Данией, Канадой и США, которые яростно отстаивают свои права на основную часть шельфа и не хотят даже виртуального нефтегазового усиления России. Председатель Комитета Государственной Думы по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник согласен с коллегой. Он отмечает, что, несмотря на высокую стоимость разработок, шевелиться нужно уже сейчас. Страны-конкуренты работают над новыми технологиями и строят свой арктический флот. С каждым днем это будет становится еще дороже, уверен он. Олейник отметил, что развитие Арктики будет иметь синергетический эффект для развития Ненецкого автономного округа и сможет решить проблему падения добычи нефти на старых месторождениях. Нефть будет нужна всегда, уверен он, и за границы своего шельфа нам нужно бороться.

Внутриполитические - совершенствование законодательства об изучении и освоении континентального шельфа. Он отметил, что государство планирует выделить около $3 млрд на эти цели к 2020 году. В ближайшие годы должны быть выполнены следующие задачи:

• Заявка в комиссию ООН должна быть подана к 2013
• Подготовлен и доработан план мероприятий по обоснованию ВГКШ
• Роснедра ведут работы по геолого-геофизическому обоснованию
• Международное сотрудничество

Замминистра МПР, Иван Глумов отметил, что главное, на что нужно делать упор - это развитие собственных технологий. Не начнем осваивать шельф, так хоть технологии продадим. Для примера отставания наших технологий от за

рубежных он использовал слово " космические" и слово это было не в пользу научно-технического потенциала России.

Например, за рубежом сжиженный природный газ производится уже на кораблях. Созданы буровые установки с двумя вышками, всё автоматизировано. У нас этого нет. У нас тот же " Газпром" лишь недавно вошел на рынок сжиженного природного газа. Шельф - это трамплин для развития технологий. Надо собрать все компании и понять можем ли мы создать такие технологии. Если нет, то надо сразу забыть о всех планах, отрезал замминистра.

После выступления государственных мужей слово было давно крупнейшим российским компаниям, которые также посетовали на громадную стоимость освоения месторождений и отсутствие государственной поддержки. Действительно, если этот проект приобретает для России черты государственного, то и помогать компаниям государство просто обязано - вводить льготы, строить верфи, привлекать иностранцев и обучать специалистов. Арктический шельф может стать как трамплином для российской экономики, так и показателем ее слабости. Он нужен, говорили все на этом круглом столе. Но добраться до него будет, ой, как нелегко. Правительство страны должно решить - продолжит ли страна жить сегодняшним днем или попытается предугадать будущее.