Госуслуги станут электронными через пять лет, а бумажные справки и прочие документы постепенно уйдут в прошлое. Президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета обсуждал с министрами и главами регионов будущее электронной России. На новые технологии возлагают большие надежды. Они помогут бороться с коррупцией, потеснят бюрократов и сэкономят время. Кто-то уже готов рассказать президенту о проделанном в этом направлении, кто-то давно реализует такие программы в региональном масштабе. Все губернаторы сходны в одном - электронный документооборот может стать серьезным шагом в борьбе с коррупцией и низкой производительностью труда.
Понимание информационного общества сложилось не в последние несколько лет - возможности Интернета для госслужбы были известны давно, но исконное чувство недоверия ко всему новому, присущее бюрократии любой страны, не позволяло осуществить его в полной мере.
«Переход на электронные услуги - это настоятельное требование времени, я надеюсь, сегодня это уже для большинства, надеюсь, даже для всех присутствующих уже не такая экзотика, как была 10 лет назад или даже 5 лет назад. Многие страны сделали этот переход очень быстро, но это компактные страны. Мы - большая страна со своими сложностями, поэтому я не ставлю задачу сделать переход такого рода на цифровые технологии, на использование электронного документооборота, использование всех форм "электронного правительства" за год-полтора, но за пять-шесть лет у нас есть все шансы сделать это», - заявил Медведев.
Дмитрий Медведев рассуждал на эту тему много и подробно. Он президент новой формации и знает Интернет не понаслышке. У президента страны есть блог, что вызвало их необычайную популярность среди губернаторов, есть телевизионное общение с населением и постоянные интервью. Наверное, во многом благодаря навязанному им трендом, сейчас в России есть большое количество квалифицированных кадров в области информационных технологий, а в профильных рейтингах РФ поднялась за год на 11 строчек, заняв 38 место. Хотя и эта позиция, по его словам, не является достаточно высокой, «но движение уже есть». «Кадрами нужно заниматься. Эту политику нужно менять, нужно стараться создавать стимулы для квалифицированных специалистов, которые готовы были бы работать в государственных структурах», - считает Дмитрий Медведев.
Согласен с тем, что Россия только делает свои шаги в информационном пространстве министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щёголев. «Мы сейчас находимся в стадии становления вот этой новой цивилизации. И это одна из наших задач - сделать так, чтобы эти системы друг друга видели, сделать так, чтобы люди привыкли к тому, что документы могут быть не только бумажными, но и некие сообщения, которые имеют только цифровую форму, тоже воспринимались как документ», - отметил министр.
Некоторые регионы России, представители которых приехали на Госсовет, уже пытаются самостоятельно внедрять электронные госуслуги. Но все они достаточно индивидуальны: от разработок, конечно, отказываться не будут, но система должна быть универсальной, для всей страны. Кроме того не во всех регионах электронные документы победили бумажные. Столичный мэр Юрий Лужков, к примеру, докладывал о картах москвича, электронном управлении движением в городе и известной системе «одного окна», которой отчасти гордятся градоначальники, но эффект от которой пока смогли ощутить не все.
Но главное, это даже не то, как эта инициатива делается для конкретных потребителей, которые к ней готовы, а то, как сами госорганы смогут организовать свою работу в новых условиях. «Органы власти должны отказаться от обмена информацией на бумаге», - заявил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев.
«Люди по-прежнему стоят в очередях за справками и согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же поводу в тот или иной орган власти, а зачастую и просто с отсутствием информации по требуемой услуге. Отдельная и очень больная тема - сроки предоставления государственных услуг. Так, для регистрации права собственности, получения материальной помощи требуется более месяца. Это еще вполне оптимистическая выкладка. А на получение разрешения на строительство - это уже притча во языцех - уходят годы. Очевидно, что переход на электронный вид оказания услуг снимет многие из этих проблем», - согласился президент РФ.
И тут стало ясно, почему так много губернаторов оказалось на этом совете. Среди них были те, для кого информация давно стала большим богатством. «Было не просто проанализировано состояние дел, которое сложилось вот в этом направлении нашей жизни, но и поставлены определенные задачи. Задачи во вступительном слове президента были четко сформулированы: в течение 5-6 лет весь документооборот в Российской Федерации должен стать электронным. Вот эта задача важнейшая. И под нее, под эту задачу надо подстраиваться», - полагает губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
Его коллега Александр Филипенко уверен, что все надо «увязать в единый организм, чтобы не было разрывов», и таким образом существенно повысить эффективность принятых мер.
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев рассказал, как в области внедряется электронное правительство: «Честно признаюсь, что мы находимся в начале пути по внедрению электронных услуг для населения. Мы только-только подошли к тому, чтобы на правительственном портале полностью сформировать те государственные услуги, а их не меньше полутора тысяч, которые оказывает государство, а также федеральные и региональные органы власти».
«Мы должны понимать, что это не просто цифровизация услуги, это не просто современные шаги развития информационного общества. Это гарантия того, что миллионы людей совершенно по-другому будут оценивать свои возможности», - сказал глава Иркутской области Дмитрий Мезенцев.
Сразу после окончания Госсовета мы побеседовали с губернатором Югры, Александром Филипенко, в чьем регионе давно разрабатываются новые технологи информатизации государственных учреждений. Югра является первым в России регионом, внедряющим проект «Электронный гражданин». Мы поинтересовались, насколько удачным этот проект оказался для региона? Губернатор отметил, что регион давно реализует такую программу, которая готовит будущих специалистов и обучает граждан пользоваться компьютером и работать с Интернетом. Вся программа абсолютно бесплатна для пользователей и финансируется за счет бюджета Югры. Благодаря этому, отметил Александр Филипенко, Югра имеет хорошие стартовые позиции для реализации тех направлений, которые наметил Дмитрий Медведев. Опыт округа уже перенимают соседи и, можно говорить, что компьютерный ликбез был проведен очень удачно.
Рассказал нам глава региона и о социально-платежной карте Югры.
Вопрос оказался особенно актуальным в связи с тем, что президент
отметил важность социальных карт.
Социальные карты в последние годы используются в некоторых российских регионах для получения социальных выплат и льгот в безналичной форме. Льготники-пенсионеры, школьники, студенты - могут воспользоваться социальной картой как идентификационным документом для проезда на городском общественном транспорте и пригородных электропоездах; как полисом обязательного медицинского страхования, а так же для получения скидок на определенные товары и услуги.
Президент Дмитрий Медведев считает, что список услуг должен быть значительно расширен, а пользоваться социальными картами смогли бы все граждане страны, а не только отдельные регионы. «Должны быть существенно расширены возможности по оплате государственных услуг и получению социальных выплат в безналичной форме. Для этого необходимо создать национальную платежную систему и обеспечить равные условия для участия в ней всем банкам. Именно на ее базе и должна быть в настоящий момент, в ближайшее время организована выдача социальных карт гражданам страны», - сказал президент.
Комментируя позитивный опыт Югры по реализации этого проекта, Александр Филипенко отметил, что социальная карта Югры «мультифункциональна». Она может быть не только помощью среднеобеспеченным и низкообеспеченным слоям населения, но и работать как водительские права. Быть настоящим документом, удостоверяющим личность, помогать не только получать пособия, но и льготы и формировать настоящую социальную историю человека - где и когда он получал помощь. Главная задача - облегчение и улучшение качества жизни граждан.
Еще в самом начале заседания президент обратил внимание на соблюдение сроков. Тот же сайт госуслуг планировали открыть несколько месяцев назад, а появился он только сейчас. Система должна развиваться равномерно и касается практически всех сфер - социальной, здравоохранения, жилья, бизнеса. Это не только справки и лицензии, это и обмен информацией, внедрение электронных платежей.
Введение информационных услуг поможет государству сэкономить множество средств - начиная от ускорения открытия собственного дела, и заканчивая возможностью экономить бумагу. На самом деле, главное не это, а то, что с введением в строй такой системы, государство впервые сможет ответить что-то разумное тем, кто считает, что Россия всегда будет отсталой страной в области технологий. Главное то, что начнет меняться менталитет самих россиян, которые уже не смогут сваливать свою недоработку на нерасторопность винтика в бюрократической машине или потерянную бумагу. А раз так, то и модернизация становится куда более досягаемой.