В конце августа в г. Светлогорске при поддержке Правительства Калининградской области и по инициативе ОАО «Газпром», а также его дочерней структуры ЗАО «Газ-Ойл» состоялась международная конференция «Голубые коридоры Балтийского региона».
В конференции приняли участие более 70 специалистов из России и зарубежных стран: Белоруссии, Болгарии, Германии, Кореи, Латвии, Литвы, Польши, США, Украины, Эстонии.
Состоявшаяся конференция была призвана внести вклад в реализацию
масштабного инновационного проекта, направленного на формирование
рынка газомоторного топлива в Балтийском регионе в целом и в
Калининградской области в частности.
В приветственной речи организаторов конференции, генеральный
директор ЗАО «Газ-Ойл» Михаил Малышевский отметил, что основная
миссия компании заключается «в гармоничном достижении двух
важнейших целей: реализовать в Калининградской области первый
пилотный проект по внедрению альтернативных видов моторного
топлива, прежде всего, природного сжиженного и компримированного
газа, и на базе этой инновации - защитить и сохранить уникальную
природу области, повышая ее инвестиционную привлекательность для
российских и западных партнеров».
Первым этапом реализации проекта по формированию и развитию рынка
КПГ и СПГ (сжиженный природный газ) в Калининградской области
станет строительство компанией «Газ-Ойл» комплексов по производству
сжиженного природного газа на территории области. Так, в рамках
мероприятия состоялась торжественная церемония закладки капсулы с
посланием потомкам на месте будущего возведения первого комплекса
по производству сжиженного природного газа производительностью
порядка 22 тыс. тонн СПГ в год на калининградской ГРС-1. Сегодня
хотели бы представить Вашему вниманию доклад заместителя начальника
управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром»,
президента «Национальной газомоторной ассоциации» Пронина Евгения
Николаевича, прозвучавший на конференции.
М.Ю. Малышевский
Я хотел бы представить Вам состав президиума.
1. Бочаров Олег Владимирович - начальник
департамента топливно-энергетического комплекса недропользования и
водных ресурсов правительства Калининградской области.
2. Рахманько Виктор Григорьевич - начальник
управления транспорта департамента инвестиций и строительства ОАО
«Газпром».
3. Пронин Евгений Николаевич - управление по
газификации и использованию газа, заместитель начальника
управления, президент «Национальной газомоторной
ассоциации».
4. Стативко Виктор Ленинович - исполнительный
директор «Национальной газомоторной ассоциации».
5. Малышевский Михаил Юрьевич - генеральный
директор ЗАО «Газ-Ойл»
Вступительное слово для открытия конференции предоставляется председателю совета директоров ЗАО «Газ-Ойл» Пронину Евгению Николаевичу.
Е.Н. Пронин:
Спасибо Михаил Юрьевич!
Добрый день дамы и господа! Добрый день коллеги! Разрешите мне от
имени Открытого Акционерного Общества «Газпром» поздравить вас с
тем, что мы сегодня здесь с Вами начинаем новую страницу в развитии
не только российского, но и европейского рынка природного газа в
качестве моторного топлива. Как Вы видите, на эту конференцию
сегодня приглашены представители 8 государств Балтийского региона,
и мы хотим так же поблагодарить их за то, что они нашли время,
возможность приехать сюда и выступить с соответствующими
сообщениями. Я предлагаю, не теряя времени приступить
непосредственно к работе конференции. Прошу выступающих следить за
временем. Мы предоставляем для выступлений до 15 минут. На
конференции работают синхронные переводчики, поэтому просьба к
выступающим не брать, слишком высокий темп и говорить так, чтобы
наши переводчики могли адекватно все донести до слушателей.
Разрешите предоставить слово для приветствия начальнику департамента министерства развития Бочарову Олегу Владимировичу.
О.В.Бочаров
Спасибо.
Уважаемые дамы и господа, сегодня в нашем регионе открывается
международная конференция. И мы, правительство Калининградской
области, наше Министерство развития инфраструктуры, рады
приветствовать Вас на нашей земле. Тема очень и очень актуальная,
злободневная. В последнее время (год-два) у нас в стране очень
большое внимание уделяется развитию энергосбережению,
энергоэффективности. А это направление перекликается с тем, что в
последнее время стало актуальным в целом для России. Я думаю, что
здесь есть определенное отставание и в России и в Калининградском
регионе, к сожалению, от широкого применения газомоторного топлива
природного газа, которые в мире широко применяются уже на
протяжении ряда лет. Поэтому надеемся, что сегодняшняя конференция
послужит важным этапом к тому что бы и у нас в Калининградской
области наметился определенный прорыв в этом направлении. Надеюсь,
что калининградцы услышат это и более активно начнут заниматься
этой проблемой. Тем более что это и эффективно и экологично и, я
думаю, вполне полезно и доступно для Калининграда и нашего региона.
Поэтому хотелось бы еще раз от имени правительства и министерства
развития инфраструктуры пожелать Вам удачной, успешной работы,
интересных хороших выступлений, плодотворной дискуссии и, конечно
же, интересных важных результатов которые будут достигнуты в
процессе Вашей работы.
Спасибо Вам!
М.Ю. Малышевский
Спасибо, Олег Владимирович. Слово предоставляется Пронину
Евгению Николаевичу.
Е.Н.Пронин
«Международное сотрудничество - инструмент развития газомоторного
рынка»
Добрый день еще раз, уважаемые коллеги! Разрешите начать нашу
конференцию с доклада, посвященного вопросам международного
сотрудничества в области использования природного газа в качестве
моторного топлива как одного из инструментов развития этого рынка.
На этом слайде представлена характеристика мирового рынка
компримированного природного газа и биометана на август месяц этого
года. По тем данным, которые имеются в международной газомоторной
ассоциации, сегодня эту работу ведут порядка 80 стран мира. Общее
учтенное потребление метана в качество моторного топлива превышает
20 млрд. кубических метров в год. Я специально оговариваюсь что
учтенное, потому что ряд стран, в том числе крупных потребителей
метана на автотранспорте, как например Бразилия, цифр по общему
потреблению не дают. Поэтому с учетом таких государств сегодня
можно говорить, что общий объем потребления, общий объем рынка
составляет порядка 40 млрд. кубических метров газа в год. Парк
автомобилей, работающих на КПГ (компримированном природном газе) и
на биометане приближается к 18 миллионам единиц. И парк
автомобильных газонаполнительных компрессорных станций приближается
к 12 тысячам единиц во всем мире. Здесь показаны ведущие страны,
основные лидеры мирового рынка: Пакистан (более 2 млн.
автомобилей), Иран (приближается к двум млн. автомобилям),
Аргентина, Бразилия и Индия. Из европейских стран наиболее развит
рынок автомобильного метана в Италии, там порядка 700 тыс.
автомобилей работают на этом виде топлива. На рынке восточной
Европы лидирует Украина, порядка 200 тысяч автомобилей. Россия, к
сожалению, на сегодняшний день имеет только порядка 100 тысяч
единиц. Но я надеюсь, что рынок и в нашей стране будет развиваться
и мы проводим такие мероприятия в том числе и для того, чтобы
увеличить и парк метановых машин и объем реализации газа.
Вот так выглядит российский рынок автомобильного метана с 1990 г.
по 2009 г. К сожалению, Вы видите, какой драматический провал мы
имели после 90-го года. Вплоть до 1998 года рынок упал практически
в 10 раз. А Россия вышла с объемом реализации газа в 1990-м в
полмиллиарда кубов, а всего по Советскому союзу был миллиард. И вот
с этого полумиллиарда мы скатились до 58 миллионов. Сейчас идет
рост, он конечно намного более медленный чем падение, но, тем не
менее, рынок этот в нашей стране развивается. Лидерами являются
такие регионы как Ставропольский край, Свердловская область,
Краснодарский край, Челябинская область, Ростовская область. К
сожалению, пока у нас в этом списке нет Калининградской области, но
я надеюсь, что в ближайшее время мы это поправим. И если не сразу
Калининград выйдет в лидеры, то, во всяком случае, перспективы у
него есть, и мы будем над этим работать.
Говоря об экономической целесообразности, следует вспомнить то, что
с 1993 года в Российской Федерации действует постановление
правительства, которое ограничивает максимальную цену природного
газа для автотранспорта уровнем не более 50% от стоимости самого
дешевого бензина марок А-76, А-80. Как видите, цены на остальные
виды топлива растут достаточно серьезно. Но, до сегодняшнего дня
природный газ остается самым дешевым видом моторного топлива и по
отношению к высокооктановым бензинам разница почти в 3 раза, по
отношению к дизелю и низко октановым бензинам - в 2 раза. Поэтому
когда мы говорим о том, какой транспорт надо переводить в первую
очередь, мы имеем в виду бюджетный транспорт, принадлежащий
государственным организациям, федеральным органам, муниципалитетам.
К счастью, не везде у нас были приватизированы пассажирские
автотранспортные предприятия. В большом количестве субъектов
российской федерации транспорт принадлежит муниципалитетам и он
изначально заведомо убыточный. Это понятно, но выполняя социальную
задачу, тем не менее, за счет более дешевого топлива можно
существенно сократить затраты бюджета.
Международный диалог, в частности европейский и евразийский, в
области использования природного газа в качестве моторного топлива
неизбежен. Хотя бы в силу развития европейской инфраструктуры
газоснабжения. Большое количество газа, как известно, поступает из
Российской Федерации, и голубые артерии связывают всю Европу. С
учетом таких новых газопроводов как, например Интер-коннекторы,
Голубой поток, газопроводы, соединяющие Африканский континент и
Европейский. Фактически мы говорим о единой Панъевропейской или
Евразийской системе газопроводов. Сотрудничество развивается здесь
достаточно успешно, оно долгосрочное в области поставок газа, но
это не предмет сегодняшней конференции. Я этот слайд привожу для
того что бы показать, что предпосылки для глобального развития
газозаправочной сети в Европе сложились.
Диалог в области использования природного газа в качестве моторного
топлива осуществляется на различных уровнях и по различным
направлениям. На уровне государства этот диалог ведется в рамках
европейской экономической комиссии ООН. Этой комиссией
разрабатываются правила обязательные для большинства государств.
Существует рабочая группа по газу, в рамках которой мы как раз, и
взаимодействуем не только с государственными, но и с
профессиональными, общественными организациями и с бизнесами
различных стран мира. В рамках ООН родился проект «Голубой коридор»
частью которого, я надеюсь, в ближайшее время станет
Калининградская область. Идет обмен информацией и начата работа по
подготовке исследования в области использования природного газа в
качестве моторного топлива в Европе. На уровне глав государства и
правительства эта тема в частности обсуждалась на саммите Большой
Восьмерки в Санкт-Петербурге, где был принят план действий по
глобальной энергетической безопасности, и наша с Вами тема туда
вошла. В Европейском союзе занимаются разработкой энергетических,
транспортных и экологических стратегий концепции развития Европы,
что очень важно для нас как для поставщиков газа и очень важно для
тех, кто выпускает автомобили различного назначения и классов.
Безусловно, важная роль принадлежит международной организации по
стандартизации. Как Вы сами понимаете по определению: стандарты,
нормы, правила.
Мы активно работаем с международным газовым союзом, и я имею честь
возглавлять исследовательский комитет по использованию природного
газа в качестве моторного топлива в этом комитете. Мы приглашаем
всех присутствующих принимать участие в этой работе. Это не
закрытый клуб и мы с радостью примем в свои ряды новых членов и
участников. Большая роль принадлежит европейскому деловому
конгрессу, в рамках которого мы так же регулярно докладываем о
развитие рынка, о его перспективах, о новых технологиях. И сейчас
европейский деловой конгресс одобрил инициативу Национальной
газомоторной ассоциации по разработке европейского справочника по
стандартам и правилам инвестирования в газозаправочные сети в
европейских странах. Межправительственный совет по нефти и газу
стран СНГ так же рассматривает наши вопросы, ну и большую роль
играет Российское газовое общество. Оно помогает нам осуществлять
деловые связи с органами государственной власти и в работе над
федеральным законодательством.
Мы активно работаем с такими профессиональными общественными
организациями как газомоторные ассоциации Украины, Хорватии,
Латинской Америки, Азиацко-Тихоакеанской, различными газовыми
союзами (например, Чешский газовый союз и т.д.). Это наши активные
партнеры, наши коллеги и мы помогаем друг другу информацией, идеями
и новыми бизнес контактами.
Председатель правления Газпрома Алексей Борисович Миллер в 2008
году, на годовом собрании выдвинул новую инициативу, в соответствии
с которой мы предложили нашим европейским партнерам совместно
проработать проект по созданию масштабной сети газозаправочных
станций в Европе. Естественно, с участием нашего общества Газпром.
В настоящий время мы ведем активный диалог с Австрией, Болгарией,
Германией, Италией, Украиной и Францией. Мы находимся в различной
степени продвинутости и, тем не менее, надеемся на конкретные
результаты. А цель наша в данном случае уже не просто политическая
(провозглашение идеи концепции использования газа как моторного
топлива), но достижение конкретных бизнес целей. Мы сотрудничаем с
различными видами газомоторных СМИ, в частности с различного рода
профессиональными журналами. Национальная газомоторная ассоциация
так же издает свой журнал, который направлен именно на тему
транспорта на альтернативном топливе, и там мы рассматриваем не
только вопросы использования метана, но и сжиженного
углеводородного газа (пропан-бутановых смесей), биометана и других
альтернатив. Мы говорим так же о таких технологиях как деметиловый
эфир и так далее.
Межотраслевой диалог в рамках России мы осуществляем по линии
национальных проектов. Казалось бы, где использование газа на
транспорте и где национальные проекты. Так вот если мы говорим о
таком национальном приоритетном проекте как здравоохранение, то
объяснять не надо. Через снижение выбросов в атмосферу мы
способствуем улучшению качества жизни и оздоровлению людей. Переход
на массовое использование газа в сельском хозяйстве позволит
существенно снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции и
повысить ее конкурентоспособность. Когда мы говорим о таком проекте
как доступное жилье, мы должны помнить о том, что на строительную
площадку практически все привозят на автомобилях. Поэтому здесь
сокращение затрат на топливо так же влечет за собой такие
социальные последствия как снижение стоимости социального
жилья.
Мы уже говорили о проекте «Голубой коридор», мы активно
сотрудничаем с Российским Акционерным обществом «Российские
Железные Дороги» и в России в этом году завершены испытания первого
в мире газо-турбовоза, который по своим характеристикам внесен в
книгу рекордов Гиннеса. Это беспрецедентная техника и мы горды тем,
что создана она именно в России. Запас метана хранится в сжиженном
состоянии. Это газо-турбовоз, работающий на сжиженном природном
газе, точнее говоря, хранящий метан в сжиженном состоянии.
Мы, наконец предлагаем, вносим идею такого проекта как «Белой
Олимпиаде - Голубой Метан», Сочи-2014 год. И в этот логотип, может
немного и перегруженный, но здесь мы символизировали и стадионы, и
формулу метана СН4, и 2014 год, и чтобы показать, что это зимние
олимпийские игры, у нас есть горнолыжник, спускающийся вниз в
долину, где его ждет автомобиль, работающий на природном газе.
Ну и наконец, наш новый проект, наша новая идея - это «Голубые
коридоры Балтийского региона» и поэтому, я еще раз отмечаю, что,
сегодня, мы пригласили как можно больше стран этого региона. В свое
время вместе с нашими партнерами в рамках научно-технического
сотрудничества говорили о коридоре Калининград-Берлин, но наверное
настало время думать дальше и продлять этот коридор через
Балтийские страны до Санкт-Петербурга ну и дальше, может быть
закольцовывать через Финляндию, Швецию, Данию. В принципе в этом
нет ничего не возможного.
Поэтому я хочу закончить на этом свое выступление, поблагодарить
Вас. Если будут какие-то вопросы, то в конце можно будет их задать.
Спасибо!