Газпром усиливает программу автономной газификации регионов и продвигает использование компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива. Преимущества голубого топлива как энергоносителя признанны и очевидны, газ экономичен и экологичен. Реализация данных программ требует господдержки и переформатирования топливного рынка РФ.
Во вторник, 18 декабря, в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась Международная конференция компании Creon Energy «СПГ и КПГ 2012», посвященная перспективам использования сжиженного и компримированного природного газа в России. Партнеры мероприятия - компании Linde Engineering Dresden Gmbh, Rugasco, ВНИПИгаздобыча и «Энергокаскад». Конференция прошла при поддержке общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков, Российского газового общества, Национальной газомоторной ассоциации и журнала «АвтоГазоЗаправочный Комплекс+Альтернативное топливо».
Глава Creon Energy Фарес Кильзие в своей приветственной речи отметил, что при всей важности экспортных поставок, будущее российского природного газа компания видит в развитии внутреннего рынка, а компримированный природный газ может стать новым энергетическим геополитическим продуктом страны.
«В топливном балансе США превалирует бензин, в Европе ратуют за дизель, почему бы России не стать мировым лидером в плане использования КПГ в качестве моторного топлива. Сегодня мы рассчитываем увидеть позитивный настрой игроков рынка в данной области, особенно учитывая полноценный патронаж со стороны отечественного «газового» гиганта - компании «Газпром», которая вновь обратила свое внимание на КПГ и рассматривает его как полноценный продукт в программах поставок на внутренний рынок», - подчеркнул господин Кильзие.
Заместитель начальника отдела координации развития рынка газовых видов моторного топлива Управления по маркетингу промышленной продукции Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром» Александр Строганов рассказал о планах компании по развитию рынка природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Он назвал 21-й век «золотым веком газа», что обусловлено соотношением мировых запасов природного газа и его потреблением, которое в 2011 году составило более 3 трлн. кубометров. По оценкам экспертов к 2035 году спрос на газ вырастет на 55%, т.е. примерно до 5 трлн. кубометров, при этом общие извлекаемые запасы оцениваются приблизительно в 850 трлн. кубометров.
В активном использовании природного газа как энергоносителя заинтересованы органы государственной власти, производители технологического оборудования, автопроизводители, и, разумеется, конечные потребители, поскольку модернизация транспорта позволит ощутимо понизить себестоимость продукции, повысить экологичность мобильных и стационарных энергетических установок, диверсифицировать линейку моторных топлив. Речь идет о перевооружении не только автомобильного, но и железнодорожного, водного, воздушного транспорта и сельскохозяйственной техники, а также о реконструкции теплоэнергетики с целью широкого использования КПГ и СПГ.
В России в 2009 году принят Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который прямо говорит о необходимости мероприятий по замещению нефтяных топлив газовыми.
РФ занимает 20 место в мире по газификации транспорта, и, если в 2005 году рынок достиг годового прироста в 35%, то уже в 2009 году он был отрицательным, а в 2011 году составил около 5 %.
Основным препятствием для использования газифицированного транспорта является отсутствие устойчивого спроса на такого рода технику из-за слабо развитой инфраструктуры - системы заправочных сетей и доставки топлива, небольшого количества диагностических и сервисных центров, отсутствия квалифицированного персонала. Получается, что конечному потребителю трудно решиться на эксплуатацию газомоторной техники, а производитель буксует из-за отсутствия спроса. Для того чтобы разорвать этот замкнутый круг, необходимы дополнительные усилия со стороны государства и монополистов отрасли, благодаря которым в будущем появится возможность прийти к созданию конкурентного рынка газомоторной техники.
«Тема эта очень большая, очень существенная, и даже «Газпром» в одиночку ее не вывезет. Мы хотим дать толчок этому направлению, и частные компании появятся обязательно», - подчеркнул Александр Строганов.
В мировой практике развита система организационных, финансовых и технических мер для стимулирования рынка, которая привела к увеличению парка газифицированных автомобилей в 10 раз за последние 10 лет. В России подобный комплекс мер необходимо разрабатывать.
Благодаря активной работе «Газпрома» летом 2012 года приняты поправки в Федеральный закон №261, предусматривающие возможность использования механизма энергосервисного договора финансирования переоборудования государственного и муниципального автопарка для работы на газовом моторном топливе.
В связи с этим в 2012 году руководство ОАО «Газпром» решило активизировать деятельность по развитию рынка газомоторного топлива России: создано специализированное предприятие ООО «Газпром газомоторное топливо», в котором консолидируются активы по производству и реализации компримированного природного газа.
Также руководство «Газпрома» приняло решение о жесткой увязке реализации ежегодных программ газификации регионов России с развитием регионального рынка газомоторного топлива, развернута работа с 69 субъектами РФ и 54 региона уже выразили готовность начать диалог по данному направлению.
По итогам проведенной работы на данный момент отобраны 16 субъектов Российской Федерации, для которых уже проводится разработка технико-экономических обоснований строительства 36 автомобильных газонакопительных компрессорных станций (АГНКС). Строительство объектов, отобранных по результатам ТЭО, планируется начать в 2013 году.
Старший менеджер Управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки ОАО «Лукойл» Ахмед Гурбанов представил прогнозный баланс рынка нефти и автобензинов в РФ, согласно которому дефицит бензина к 2030 году составит 4-5 млн.тонн, что, главным образом, связано с падающими темпами нефтедобычи.
Разрабатывать альтернативные варианты для ликвидации топливного дисбаланса в долгосрочной перспективе необходимо уже сейчас. Открытие новых труднодоступных месторождений, а также импорт бензина представляется малоэффективными из-за высокой стоимости обоих направлений. Введение электротяги в сфере автотранспорта, несомненно, является интересным проектом, однако в настоящее время находится на начальных уровнях разработки, что не позволяет говорить о массовой электрификации транспорта в обозримом будущем.
Наиболее реалистичным сценарием преодоления бензинового кризиса является использование СПГ и КПГ в качестве моторного топлива. Данный способ подтвержден ресурсами, хорошо изучены технологии перевода автотранспорта на газовые двигатели, т.е. существуют все необходимые предпосылки для успешного развития данного направления. При этом чтобы достичь необходимых показателей в 3-5 млрд.кубометров в год, потребление КПГ придется увеличить в 10-20 раз, а на это потребуется не менее 8-10 лет интенсивного развития данного сектора при активной поддержке государства в качестве регулятора.
Начальник Управления отраслевых программ ОАО «Газпром Газэнергосеть» Анатолий Ким рассказал о реализации новых проектов, одним из которых является участие в программе газификации регионов РФ: компания выступает заказчиком по объектам автономного газоснабжения сжиженным углеводородным газом (СУГ), СПГ И КПГ, а также является эксплуатирующей организацией законченных объектов.
С 2009 года в России применяется дифференцированный подход при выборе способов газификации - трубопроводной или автономной - где они более актуальны по экономическим или техническим соображениям. Учитываются отдаленность населенных пунктов от газотранспортной системы и объемы конечного потребления, в зависимости от наличия ресурсов определяется тип газа - СУГ или СПГ. Принципиально схема газоснабжения СПГ выглядит следующим образом: на магистральном газопроводе располагается завод по сжижению газа, его производительность зависит от нужд конечного потребителя. Далее СПГ перевозится в специальных криогенных метановозах до пунктов регазификации, где газ переходит из жидкого состояния в обычное газообразное, и уже в таком виде поставляется потребителю - предприятиям, котельным, населению. «Газпром» берет на себя обязательства по строительству заводов по сжижению, пунктов регазификации и приобретению газовозов. Субъекты готовят потребителей к приему газа - это прокладка уличных газопроводов, переоборудование и подготовка предприятий и объектов теплогенерации к потреблению нового энергоносителя.
В настоящее время реализуются проекты автономной газификации СПГ трех населенных пунктов Пермского края и поселка Многовершинный Хабаровского края. Также на стадии обоснования инвестиций находятся проекты газификации СПГ населенных пунктов в Вологодской, Новосибирской, Томской и Ленинградской областях.
В целях развития использования газомоторного топлива на транспорте с 2012 года в Программу газификации регионов РФ «Газпромом» добавлен блок развития АГНКС. На «Газпром газэнергосеть» возложена задача разработать схему размещения АГНКС в субъектах Российской Федерации. Сегодня определены пилотные регионы, в которых планируется строительство 20 объектов газомоторной инфраструктуры уже в 2013 году. Подписывая Программу газификации, Администрации регионов берут на себя обязательства по обеспечению потребителей для вновь вводимых АГНКС, закупку новой техники, работающей на газе или перевод с бензина на газ действующих автопарков. По итогам реализации проектов в 2013 году будет формироваться продолжение Программы на 2014-2015 годы.
«Программа позволяет всего лишь дать некую динамику этой теме, основной бизнес возникнет тогда, когда на природный газ перейдет частный потребитель, которого не нужно будет заставлять, потому что он сам посчитает, сколько стоит автомобиль или переоборудование, и выберет газовый вид топлива, потому что ему выгоднее на нем ездить. Имея необходимую инфраструктуру, мы будет идти именно к этому потребителю», - заключил Анатолий Ким.
Руководитель Рабочего комитета «Использования газа» Международного газового союза, консультант ООО "Газпром экспорт", Исполнительный директор НГА Евгений Пронин представил обзор мирового рынка газовых альтернативных видов моторного топлива.
В 2012 году количество работающего на природном газе автотранспорта в мире составило 17 млн. автомобилей, на СУГ - 18 млн. Глобальный спрос на природный газ для транспорта по итогам 2012 года оценивается примерно в 42 млрд. кубометров, и, по мнению экспертов, может вырасти до 200 млрд. кубометров к 2020 году.
Мировыми лидерами по использованию компримированного и сжиженного природного газа можно назвать такие страны как Пакистан - 3,1 млн. машин, Иран - 2,9 млн., Аргентина - 2,1 млн., Бразилия - 1,7 млн., Индия - 1,5 млн., Китай - 1,2 млн. Россия находится в середине второго десятка мирового рейтинга. По данным за 2012 год парк метановых машин в РФ оценивается примерно в 86 тыс. единиц, а общий спрос на КПГ составляет 388 млн. кубических метров. В Европе на метане работают 1,4 миллиона автомобилей. Европейскими лидерами являются Италия (870 млн. м3) и Украина (870 млн. м3). Общий спрос на природный газ в транспортном секторе оценивается в 3,1 млрд. кубических метров.
Средняя годовая розничная цена на моторное топливо в Европе сложилась на уровне: 1,27 евро за литр дизельного топлива, 1,4 евро за литр бензина, 0,9 евро за литр СУГ и 0,74 евро за кубический метр пригодного газа.
По количеству АГНКС Россия занимает четвертое место среди европейских стран - 250 станций, пропустив вперед Италию, Германию и Украину, которые имеют 909, 904 и 324 станции соответственно.
«Сегодня мы является свидетелями того, что компания Creon Energy в очередной раз предоставила деловому сообществу площадку для обсуждения ключевых проблем развития рынка углеводородного сырья в России. Экспортно-сырьевая модель углеводородного рынка себя исчерпала. В настоящее время создались предпосылки для развития инновационной модели, приоритетом которой является углубленная переработка углеводородного сырья, к которой можно отнести и СПГ-производства», - сообщил технический менеджер Департамента зарубежного и специального строительства «Стройтрансгаз» Валерий Плотников.
США увеличивают добычу сланцевого газа, в связи с чем уже сейчас происходит перераспределение экспортных потоков, возрастает конкуренция и снижаются цены на газ в Европе. При этом рынок СПГ растет, и России требуется наращивание перерабатывающих и нефтегазохимических мощностей, а не увеличение объемов добычи.
Отечественный бизнес может подключиться к развитию рынков потребления внутри страны, а также успеть занять свою нишу на этом рынке за рубежом. В настоящий момент РФ, обладающая 23% мировых запасов газа, занимает не более 5% мирового рынка СПГ.
Если бы Россия использовала свои энергоресурсы так же эффективно как Швеция или Норвегия, она бы ежегодно экономила более 200 млн.тонн нефтяного эквивалента, что составляет примерно 1/3 всего энергопотребления страны. С учетом того, что 1000 кубометров газа можно приравнять к 1 тонне нефти по энергетическому эквиваленту, то упущенная выгода составляет 200 млрд.кубометров газа. На сегодняшний день Россия перерабатывает всего 9% природного газа. Для сравнения: доля переработанного сырья в США составляет 60%, а в Канаде - около 100%.
В перспективе основными доходами компаний газовой отрасли должны стать не добыча и экспорт газа, а его переработка и нефтехимия. В настоящее время разрабатываются семь крупных проектов в этой области в Тобольске, Кстове, Буденновске, Владивостоке, Усть-Луге и Ямало-Ненецком округе.
Важным направлением в развитии рынка СПГ является создание и эксплуатация мини-заводов сжиженного природного газа. Преимущества использования такого рода мини-установок очевидны - это возможность газифицировать удаленные от магистрального газопровода труднодоступные регионы, улучшить экологическую ситуацию, а также использовать сжигаемый попутный нефтяной газ. Кроме того, реализация СПГ проектов способствует экономическому развитию регионов и промышленной базы страны, связанной с отечественным машиностроением.
На сегодняшний день мини-заводы СПГ существуют в Московской, Ленинградской и Свердловской областях. Предприятиями группы «Газпрома» прорабатываются новые проекты по строительству объектов малотоннажного производства в Московской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Томской и Амурской областях, а также в Пермском, Алтайском и Красноярском краях.
Отечественный инженерно-строительный бизнес, в том числе компания «Стройтрансгаз», имеющая опыт строительства объектов по квалифицированной переработке газа внутри страны и за рубежом, могли бы принять активное участие в реализации конкретных проектов.
Ведущий проектный менеджер по продажам Linde Engineering Dresden GmbH Максим Шварц презентовал разработанную компанией Linde передовую концепцию StarLNG для установки получения СПГ малой и средней производительности.
Компания начала свой путь в 1879 году в Германии, создав первую в мире воздухоразделительную установку. Сейчас на счету Linde более тысячи запатентованных технологий, более 4000 реализованных проектов, а также около 300 собственных криогенных и газоперерабатывающих заводов по всему миру. Одной из главных специализаций компании являются проекты по СПГ - создание производств любого масштаба - от мини до крупнотоннажных и плавучих заводов.
Стандартная установка СПГ малой и средней производительности позволяет охватить более 90% возможных вариаций процесса производства. При этом она обеспечивает такие же высокие стандарты безопасности, которые предусмотрены для крупнотоннажных производств. Предварительно разработанная технологическая схема, стандартная документация и компоновка модульной установки максимально снижают срок поставки, монтажа и запуска оборудования. Блочно-модульный подход обеспечивает низкие капитальные затраты при максимальном удовлетворении требований заказчика.
Вице-президент CNG Департамента Hexagon Composites Френк Хэберли представил собравшимся новые интересные решения по комплексной модернизации систем хранения и транспортировки газа, включая применение полимерно-композитных баллонов бытового, автомобильного и промышленного назначения.
Полимерно-композитные газовые баллоны обладают уникальными свойствами: они до 70% легче металлических, абсолютно взрывобезопасны, обладают высочайшей ударостойкостью, прозрачность и видимость уровня газа в баллонах облегчает управление запасами.
Член Совета директоров ООО «Ростовская автомобильная и газо-сервисная компания» Алексей Абакумов рассказал о технологии безтрубопроводной транспортировки компримированного газа «виртуальная труба», которая заключатся в следующем. Сетевой газ метан сжимается до давления 25МПа, после чего он заправляется в баллоны, смонтированные на специальном передвижном автогазовом заправщике (ПАГЗ) и в таком виде доставляется потребителям. Данный вид транспортировки эффективен на расстояниях от 5 до 100 км от центральной компрессорной станции до конечного потребителя - объектов газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, мобильных АГНКС.
Для бытовых потребителей возможна индивидуальная автономная газификация, когда КПГ перекачивается в индивидуальные газо-баллоные установки или редуцированный газ поставляется по обычным сетям низкого давления от групповой газо-баллоной установки.
Автономная газификация отвечает требованиям дня с точки зрения сроков реализации и обеспечения газом только реальных потребителей, для проектов МО ее стоимость в 2-3 раза дешевле трубопроводной.
К сожалению, доклад господина Абакумова был прерван Советником генерального директора ГУП МО «Мособлгаз» Татьяной Савченко, которая заявила, что представленные в презентации данные содержат не согласованную к разглашению информацию. Речь шла о проекте газификации Московской области на примере Орехово-Зуевского района.
Директор департамента углеводородного сырья ЗАО «Креон Энерджи» Станислав Гатунок раскрыл перспективы использования СПГ в качестве бункеровочного топлива. В соответствии с требованиями международной конвенции MARPOL происходит ужесточение нормативов на выбросы в атмосферу судовыми двигателями оксидов серы, азота и углерода, а также твердых частиц. В связи с этим владельцы судов рассматривают новые возможные стратегии поведения на рынке: использование дистиллятов, применение скрубберов и переход на бункеровку СПГ.
Большинство мировых судовладельцев считают использование СПГ наиболее перспективным направлением, отмечая высокую экологичность и низкую стоимость данного вида топлива по сравнению c имеющимися альтернативными вариантами. Согласно экспертной оценке Creon Energy, потенциал мирового рынка бункеровки СПГ в свете вступления в силу новых экологических норм к 2030 году может достичь около 100 - 120 млрд. кубометров ежегодно.
Особыми районами контроля за выбросами серы на сегодняшний день являются акватории Балтийского и Северного морей - именно здесь пролегают основные маршруты морских грузоперевозок России. Суммарный спрос на СПГ в данных регионах будет расти и к 2025 году составит не менее 4 млн. тонн.
Среди факторов, сдерживающих развитие рынка СПГ, Станислав Гатунок отметил неразвитую инфраструктуру, высокую стоимость переоборудования действующих судовых силовых установок и увеличение на 15-20% капитальных затрат на постройку новых судов, а также несовершенство российской нормативно-правовой базы, регулирующей порядок обращения СПГ в акваториях российских портов.
Заместитель главного конструктора Государственного научного-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Борис Соболев затронул проблему энергоснабжения и транспортировки грузов в отдаленных районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Одним из наиболее перспективных вариантов решения данного вопроса он назвал автономное энергообеспечение вышеперечисленных районов с помощью технологий СПГ и предложил инновационный способ доставки топлива и грузов с помощью дирижаблей.
Генеральный директор ПК Научно-производсвенная фирма «ЭКИП» Анатолий Савицкий рассказал о технологических аспектах производства сжиженного природного газа и о деятельности компании в части разработки свободно-поршневых двигателей с КПД более 50%. Господин Савицкий отметил, что малотоннажное производство СПГ должно стать ресурсной базой для расширения применения газа в качестве моторного топлива на всех видах транспорта: автомобильного, речного, железнодорожного, а также сельскохозяйственного. Также он особо отметил эффективное использование СПГ для газификации отдаленных населенных пунктов и объектов.
Директор по продажам и маркетингу в Восточной Европе Xperion Energy & Environment GmbH Дарья Берндт прогнозирует постоянный рост мирового спроса на природный газ. При этом, по ее словам, транспортировка газа играет важную роль в структурировании рынка, и повышенным интересом последнее время пользуются именно малотоннажное производство и контейнерные перевозки СПГ и КПГ. Дарья Брендт подробно рассказала о современных системах высокого давления для хранения и транспортировки компримированного природного газа, основными плюсами которых являются их безопасность, экономичность и эффективность.
Директор по продажам газобаллонных автомобилей ОАО «КАМАЗ» Руслан Зиатдинов сообщил, что переход на газомоторные автомобили позволит увеличить энергосбережение, эффективность и экологичность используемого автотранспорта.
В 1991 году компания приступила к исследованиям по созданию первого газового двигателя «КАМАЗ», и к настоящему времени налажено серийное производство тягачей, дорожно-строительной, коммунальной и прочей автоспецтехники, а также городских, пригородных и вахтовых автобусов, работающих на КПГ в качестве топлива. Вся автотехника соответствует экологическому стандарту Евро-4.
«Природный газ на сегодняшний день является самым недорогим видом топлива на рынке, при равном расходе на 100 км пути он обходится почти в три раза дешевле своих аналогов. Помимо этого газ показывает отличные характеристики безопасности: температура самовозгорания метана 650 С, пропан-бутана 450 С, а дизеля и бензина меньше 300 С», - подчеркнул представитель «КАМАЗ».
Проведенный экспертами компании сравнительный анализ эксплуатации восьми дорожных машин в г. Набережные Челны с газовыми и дизельными двигателями показал, что при годовом пробеге в 311 тыс.км затраты на ГСМ в случае использования КПГ в качестве топлива составили 1,43 млн.рублей, ДТ - 3,8 млн.рублей, в данном случае эксплуатация газовых моторов позволила сэкономить 2,38 млн.рублей за год.
При этом разница в цене между дизельным автомобилем и газовым отличается на стоимость газобаллонного оборудования, которая окупается в среднем за год.
По расходу топлива показатели примерно равны: в расчете на 100 км в среднем «КАМАЗ» при полной загрузке потребляет 45 л дизеля или 45 кубометров газа, периодичность и стоимость технического обслуживания автомобилей примерно одинакова, однако ресурс газового двигателя намного выше.
«Таким образом, есть все экономические предпосылки для развития топливного рынка КПГ и СПГ в Российской Федерации», - заключил Руслан Зиатдинов.
Состояние и перспективы развития производства газомоторных автомобилей в России оценил заместитель исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Алексей Серёженькин. Он отметил широкий ассортимент газомоторной техники, предлагаемый российскими производителями ОАО «КАМАЗ», «Группа ГАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ». Важным условием для развития отрасли эксперт считает помощь со стороны государства, которое должно стимулировать спрос на данный вид автотранспорта на федеральном и региональном уровнях.
Заместитель директора НИиКИКМ ОАО «Криогенмаш» Иван Кузьменко предложил вниманию собравшихся разработки объединения в области технологий производства, хранения и транспортировки сжиженного и компримированного природного газа.
В связи с возрастающим количеством СПГ и КПГ проектов российский рынок в ближайшей перспективе столкнется с дефицитом профессиональных кадров, сообщила Заместитель директора НОЦ рационального использования ПНГ и технологий сжиженных газов РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина Елена Федорова. Специалистов нефте-газового комплекса готовят в различных ВУЗах страны, однако область СПГ имеет свою определенную специфику, которая определяет специальные требования к работникам данной сферы. На площадке РГУ им. М.И.Губкина запущена двухлетняя программа магистерской переподготовки «Техника и технологии производства СПГ». Кроме того, на базе университета действуют программы профессиональной переподготовки специалистов по производству, транспортировке и хранению СПГ различного уровня.
По мнению главы Creon Energy Фареса Кильзие, дорога по реализации этих эффективных программ будет длинной, и препятствия со стороны существующих механизмов будут жесткими. «Газпрому» придется задействовать весь арсенал ресурсов для отстаивания и внедрения программ по СПГ и КПГ на российском рынке. А в качестве практических партнеров по внедрению технологических решений можно выбрать наших давних партнеров по газу из Германии, резюмирует господин Кильзие.