Москва, 27 сен - ИА Neftegaz.RU. Применение битумных вяжущих в дорожном строительстве с каждым годом становится все обширнее. Сегодня Россия производит порядка 5% от объема битума на мировом рынке, а компании, выпускающие данный продукт, стремятся к увеличению этого показателя и вполне резонно задаются вопросом не только о совершенствовании технологий его производства, но и об оптимизации цен.
Стоимость битумных вяжущих зависит от множества факторов. Разумеется, самый глобальный – это цены на нефть. Ведь именно она является сырьем, из которого изготавливается битум.
Среди важнейших факторов также наличие на рынке альтернативных продуктов и их количество. При этом эксперты отмечают, что по мере совершенствования технологий нефтепереработки степень корреляции цен между битумными вяжущими и смежными продуктами – мазутом и нефтяным коксом – будет только возрастать.
Кроме того, большое влияние на цены оказывает баланс спроса и предложений на битумные вяжущие и их смежные продукты. Этот баланс напрямую зависит от емкости рынка и доступных производственных мощностей, что в итоге тоже отражается на стоимости продуктов.
Несомненно, эти и многие другие факторы приводят к ежегодному росту цен на битумы. Чтобы снизить их, компании-производители могут использовать различные механизмы. Их разработка требует внимательного подхода и тщательного анализа, поскольку не все способы оптимизации оказываются рациональными. Так, наиболее, казалось бы, очевидный вариант – изменение технологии производства битумов – реализовать не представляется возможным. Ведь он влечет за собой снижение качества выпускаемого продукта. В связи с этим, например, компания «ЛУКОЙЛ» целенаправленно не переходит на более глубокую переработку сырья, используемого для производства.
Таким образом, одним из возможных путей снижения стоимости битумов становится выпуск модифицированных версий битумных вяжущих. Этот подход уже практикуется за рубежом, где вместо ординарных битумов активно используются их модифицированные версии. Учитывая данный опыт, компания «ЛУКОЙЛ» уделяет особое внимание разработке и производству современных вяжущих, таких как ЛУКОЙЛ ROADLINER CROSSLINK 1000, ЛУКОЙЛ ROADLINER МВНБ-Р и др. Поначалу данное решение может показаться более дорогим, однако в перспективе жизненного цикла дорожного покрытия – его срока службы и надежности – этот метод позволяет достичь большего положительного экономического эффекта, чем в случае применения ординарных битумов.
Компании могут использовать и такой механизм оптимизации стоимости, как сезонная заготовка битумов. Это связано с тем, что зимой цены на битум значительно снижаются. А самые высокие показатели, как правило, приходятся на лето. Сезонные колебания цен не только окупают затраты на хранение битума, но и минимизируют риски дефицита продуктов в период высокого спроса. В этом случае важно тесное взаимодействие между заказчиком, подрядчиком и поставщиком, а также участие Минтранса в разработке программ зимней заготовки вяжущих. Кстати, подобное решение уже применяется в одной из областей Центрального федерального региона России и показывает высокую эффективность централизованного подхода в заготовке вяжущих.
Крайне важным направлением работы компаний-производителей по оптимизации также является совершенствование логистики. От этого во многом зависит конечная стоимость продукции. По некоторым оценкам, доля логистических затрат в конечной цене битума составляет 25 %. Именно поэтому ЛУКОЙЛ ведет большую работу по расширению емкости парка хранения битумов. В частности, в конце 2020 г. компания открыла еще один современный центр отгрузок битумных материалов в Кстово. Более того, ЛУКОЙЛ находится в постоянном диалоге с партнерами: это позволяет строить более точные прогнозы пикового спроса и своевременно адаптировать производственную программу, чтобы максимально обеспечить потребности своих клиентов.
В конечном счете все усилия компании по оптимизации цен и совершенствованию различных процессов приносят свои плоды. ЛУКОЙЛу удается своевременно обеспечивать клиентов качественным продуктом в требуемом объеме.
Автор: С. Бабаева