На VI Евразийском форуме KAZENERGY "Казахстан: 20 лет устойчивого роста, новые горизонты инвестиций и стабильного сотрудничества", который состоялся в Астане, министр нефти и газа Сауат Мынбаев сообщил о планах строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в республике.
Однако этого события не стоит ждать раньше 2019 года, а
пока казахстанским автолюбителям придется полагаться на имеющиеся
три завода и добрую волю соседей. Как сообщил Мынбаев участникам
энергетического саммита, "после 2019-2020 годов, в соответствии с
нашей отраслевой программой, предполагается строительство еще
одного нефтеперерабатывающего завода". Всего в республике работают
три НПЗ, которые, по словам министра, до 2015 года будут охвачены
модернизацией. Подобный шаг позволит увеличить их общую мощность
переработки нефти до 17,5 млн тонн и наладить выпуск бензина по
стандарту Euro-5. После чего внутренний рынок будет полностью
обеспечен топливом.
Разговоры о строительстве НПЗ не являются чем-то новым для
Казахстана, а на фоне дефицита топлива они только усиливаются.
Однако правительство продолжает мучительно размышлять над вопросом:
быть или не быть нефтеперерабатывающему заводу в стране? Как
отмечалось в середине года на одном из заседаний, экономической
целесообразности в новом предприятии нет. При этом в правительстве
ссылались на исследование, из которого следовало, что проще и
эффективнее модернизировать существующие НПЗ.
Схожей позиции придерживается и директор Центра макроэкономических
исследований Олжас Худайбергенов. По его словам, стоимость
модернизации гораздо ниже, нежели возведения дополнительного
объекта нефтепереработки. Однако, обращает внимание эксперт,
нынешняя глубина переработки на наших НПЗ и затяжной процесс их
реконструкции порождают периодические перебои с поставками
топлива.
В правительстве приводят и более точные цифры: современный завод
обойдется в 6 млрд долларов, а реконструкция старых - в 2,5-3 млрд.
Следует также учитывать растущую потребность развивающейся
экономики. По статистическим сводкам, в стране растет армия
"железных коней", и эта динамика сохранится. Когда-нибудь встанет
вопрос о строительстве четвертого НПЗ, в Миннефти и газа решили,
что лучше поздно, чем никогда.
В целом за 2010 год казахстанскими НПЗ было переработано 13,7 млн
тонн: 2893,8 тысячи тонн бензина, 4073,8 тысячи тонн дизельного
топлива, 3771 тысяча тонн мазута и 489,6 тысячи тонн авиакеросина.
Показатели хорошие, хотя можно было достигнуть лучшего. Для
примера: установленная мощность Омского НПЗ (Россия) составляет
19,5 млн тонн в год, помимо своих потребностей в нефтепродуктах
россияне могут смело позволить себе поставлять топливо не только в
Казахстан. Что же касается собственных показателей, Атырауский НПЗ
перерабатывает до 5 млн тонн в год нефти, Шымкентский - чуть более
5 млн тонн в год, а Павлодарский - 5,01 млн тонн сырой нефти в
год.
Хотя конечная цифра должна составить более 15 млн тонн нефти,
фактически же речь идет о скромных 13 млн тонн. Причина старая -
технологическая изношенность, что не позволяет отечественным НПЗ
выходить на свою проектную мощность. В связи с этим
нефтеперерабатывающие заводы сталкиваются с хроническими
реконструкциями, которые приводят к простою, а следовательно,
генерируют перебои в поставках бензина.
Так, с целью достижения качества стандарта Еuro-3 с 1 января 2014
года на Шымкентском НПЗ будет происходить разработка
технико-экономического обоснования проекта на базе установки
каталитического крекинга. Ожидается, что в ходе перестройки глубина
переработки нефти достигнет 90 процентов, увеличится выход светлых
нефтепродуктов и повысится качество моторных топлив до стандарта
Еuro-4, 5. Радужные перспективы ждут и Павлодарский НПЗ. В
результате модернизации завод будет перерабатывать до 7,5 млн тонн
в год, а глубина "переделки" нефти достигнет 90 процентов.
Соответственно, качество бензина поднимется до стандарта Еuro-4,
5.
Любая модернизация требует времени, а топливо нужно было еще
"вчера". В этой связи альтернативой крупным производителям
выступают мини-НПЗ. Известно, что их строительство, невзирая на
различные препятствия крупных игроков, все же идет. Бытует мнение,
что именно небольшие нефтеперегонные предприятия способны с
достоинством занять свою нишу на внутреннем рынке, но в этой связи,
чтобы конкурировать на рынке ГСМ, таких заводов должно быть
больше.
Сейчас в республике работает 32 мини-НПЗ, однако большинство из них
лишилось лицензии, поскольку их продукция имеет низкое качество.
Тем не менее общий объем производства мини-заводов в Казахстане
составляет около 28 тысяч тонн моторного и 365 тысяч тонн
дизельного топлива в год. А это составляет менее одного процента и
около 8 процентов, соответственно, от всего объема
производства.
В начале этого года ТОО "Амангельдинский ГПЗ" завершило
строительство нового мини-завода стоимостью 3 млрд тенге в
Жамбылской области. Предприятие будет перерабатывать свыше 500 тонн
сырья за сутки, получая в чистом виде 80-100 тонн бензина, 60 тонн
керосина, 120 тонн дизельного топлива и 270 тонн мазута. При этом
НПЗ будет работать на местном сырье с Амангельдинского
газоконденсатного месторождения нефти или с месторождения Кумколь
соседней Кызылординской области. Стоит отметить, что данный проект
реализуется в рамках программы по форсированному
индустриально-инновационному развитию (ФИИР) Казахстана на
2010-2014 годы.
"Со следующего года в области начнется строительство еще трех
подобных НПЗ в Байзакском, Шуйском и Меркенском районах", - отметил
на церемонии открытия завода аким области Канат Бозумбаев.
По его словам, под строительство двух НПЗ отведена территория.
Объем готовой продукции мини-заводов составит от 500 тысяч тонн до
миллиона тонн в год. Потребности страны в бензине они не закроют,
но главное, что область будет обеспечена. Примечательно, что в
Шуйском районе строительством займется российско-казахстанское
предприятие, по сути, иностранный инвестор, выразивший желание
поработать на казахстанском рынке.
По планам этого года казахстанские заводы переработают 13,1 млн
тонн сырой нефти, что не намного меньше прошлогоднего показателя. А
это не внушает доверия тем автолюбителям, которые столкнулись с
дефицитом топлива для своих машин. В октябре в России было
приобретено 13 тысяч тонн высокооктанового бензина, чтобы хоть
как-то решить проблему, а всего у соседа на эти цели
зарезервировали 50 тысяч тонн.
Кроме России, которая традиционно поставляет на казахстанский рынок
порядка 40 процентов топлива, рассматривается вариант толлинга с
нефтеперерабатывающими заводами Китая.
"До 2014 года, чтобы снизить зависимость от РФ, мы договариваемся о
толлинге, в том числе и на китайских НПЗ, чтобы, поставляя
определенный объем нефти, заведомо дефицитные позиции, как, скажем,
высокооктановый бензин, завозить на внутренний рынок и иметь лучшую
ценовую свободу", - сказал в сентябре министр нефти и газа Мынбаев
на "круглом столе", посвященном влиянию глобальных рисков на
экономику Казахстана, в Астане.
Как пояснил он, ведутся переговоры о "возможности поставки 1-1,5
млн тонн сырой нефти на китайский Душанзцинский завод с обратным
завозом высокооктанового бензина". Данная мера позволит "как-то
влиять на потолок цен". Учитывая небольшой объем поставки нефти,
можно предположить, что речь идет о "стабилизирующих объемах".
Трудно ожидать, что они окажут влияние на общую картину.
Нужно ли увеличивать количество НПЗ в Казахстане?
Автор: А.Верменичев,литер