Изменение структуры автомобильного парка России повлекло за собой рост требований к октановым числам бензинов. В течение последних лет основным бензином в нашей стране является бензин АИ-92, но одновременно ускоряющимися темпами растет потребность в бензине АИ-95. Анализ баланса топливных фракций по стране показывает, что компаундированием углеводородных продуктов нефтепереработки и нефтехимии проблему производства высокооктановых бензинов не решить. Технологические возможности отрасли способны обеспечить октановое число на уровне 93 ед. (по исследовательскому методу). Многие заводы испытывают трудности с выработкой бензина АИ-92 без специальных добавок. Подавляющая часть российских НПЗ не подготовлена к производству качественного бензина, который сможет отвечать новым требованиям.
Современные требования к автомобильным бензинам существенно ограничивают возможности улучшения антидетонационных свойств топлива, поскольку предусматривают запрет на применение металогранических добавок и ограничивают содержание в бензинах высокоактивных ароматических углеводородов. Присутствующие на российском рынке присадки, такие как: «Каскад 3», «Каскад 4», «БВД-премиум», - содержат в своем составе N-метиланилин (ММА), что не позволяет получать бензин марки Регуляр-92 экологического класса 5 согласно ГОСТ Р 51105-97 и бензин марки Премиум-95 согласно ГОСТ Р 51866-2002.
По инициативе Министерства энергетики Российской Федерации с 1 января 2016 года присутствие ММА предполагается запретить во всех марках бензина в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Причины запрета N-метиланилина мотивируют экологической опасностью, токсичностью, необходимостью сокращения производства некачественных бензинов.
На сегодняшний день много внимания уделяется топливным присадкам, которые способны компенсировать недостатки продуктов нефтепереработки и обеспечить производство высокооктановых топлив. Широкое распространение на российском рынке получили две топливных добавки: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА).
Прирост октанового числа при введении в бензин максимально допустимого количества МТБЭ (15% об.) составляет 4-6 ед. Можно рассчитать, что доведение ОЧИ бензинового пула страны с 93 до 95 ед. потребует введения в среднем 7,5% МТБЭ (75 кг/т).
Объемы производства МТБЭ в нашей стране не достаточны, чтобы покрыть возрастающие потребности. По различным подсчетам экспертов при переходе на Евро-5 потребность в МТБЭ возрастет до 2-2,5 млн. т. в год, однако российское производство может составить только 1 млн. т.
На данный момент накоплен обширный опыт применения ММА. Прирост октанового числа при введении 1% об. составляет 4-5 пунктов. Эффективность при увеличении ввода снижается. Среди недостатков N-матиланилина токсичность, склонность к смолообразованию, плохие органолептические свойства. В связи с упомянутым выше Техническим регламентом применение ММА ограничивается и с 2016 года будет невозможно.
Проблема усугубляется тем, что, как было показано выше, основными носителями октанового числа в российских бензинах являются фракции риформинга, но их доля будет постепенно снижаться в связи с требуемым ограничением концентрации ароматических углеводородов в топливах. А удалению 5% ароматических углеводородов соответствует «потеря» 1 ед. ОЧ, которую тоже надо восполнять.
Отказ от ММА, сокращение доли бензиновых фракций риформинга, ограничение возможностей МТБЭ должны быть чем-то компенсированы.
На российском рынке появился новый продукт, предназначенный для повышения октанового числа бензина - «R&T®Octane». Добавка обладает высокими антидетонационными свойствами, не содержит в составе железа, свинца, марганца, N-метиланилина, производится по ТУ 0275-006-63538901.
«R&T®Octane» повышает качество топлива и увеличивает полноту его сгорания, существенно сокращает количество вредных выбросов, увеличивает срок хранения топлива, в процессе производства и использования добавки не образуется вторичных опасных соединений.
«R&T®Octane» разработан и производится в России в промышленных объемах, рекомендована для производства неэтилированных бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51866-2002 и Техническим Регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011). Применяется в концентрации от 1,0 % об. до 3,0 % об. в зависимости от качества топлива.
Таблица 1. Преимущества и недостатки доступных присадок в сравнении с «R&T®Octane»
TEL | MTBE | MMT | ММА | R&T®Octane | |
Преимущества | Существенно увеличивает значение октанового числа. | Высокооктановый материал. Существенно увеличивает значение октанового числа. Хорошая химическая стабильность. Экономия топлива 1.4 - 1.6 %. Легкая изнашиваемость цилиндра. Отмечено улучшение в чистоте. Низкая токсичность. Отсутствие мутагенной активности. | При низкой стоимости и небольшой дозировке может быть эффективен в увеличении октанового числа у ряда нефтяных продуктов. | Значительно увеличивает октановое число бензина. |
Увеличивает октановое число бензина. Уменьшение насыщенных паров. Хорошие химические характеристики - Увеличенная химическая стабильность. Не содержит N- метиланилин. |
Недостатки |
Свинцовая присадка, высокотоксичная. Увеличивает загрязнения от выхлопных газов. Призыв Международного комитета к полному запрету на использование. |
Токсичен. Порча грунтовых вод. Неразлагающийся. Запрещен к использованию в некоторых юрисдикциях. |
Токсичный материал. Повышенное содержание марганца в выбросах из выхлопной трубы. Отложения на двигателе - пористые. Передозировка приводит к быстрому уменьшению октанового числа. | Содержит в своем составе N-метиланилин. Увеличивает склонность топлива к образованию отложений во впускной системе двигателя. | Добавляемое количество и уровень увеличения октанового числа находятся не в линейном отношении. |
Таблица 2. Сравнительные характеристики параметров «R&T®Octane» против других доступных присадок
Пункт | TEL | MTBE | MMT | ММА | R&T®Octane |
Увеличение октанового № | Очевидное | Общее | Очевидное при низкой дозировке | Очевдное | Очевидное |
Степень улучшения качества сгорания топлива | Нет улучшения | Улучшение | Нет улучшения | Нет улучшения | Улучшение |
Увеличение стабильности топлива | Нет улучшения | Незначительное улучшение | Нет улучшения | Улучшение | Улучшение |
Дозировка | 0.04 - 0.1 % | 7 - 20 % | 0.01 - 0.04 % | 1-3 % | 1 - 2 % |
Уровень загрязненности выхлопных газов | Серьезная загрязненность | Загрязненность | Средняя загрязненность | Средняя загрязненность | Сильно сокращенная |
Экономия топлива | Нет | 1.4 - 1.6 % | Нет | До 7% | Свыше 6 - 8 % |
Контактная информация:
R&T company
Телефон: 8(495) 781-76-05
Email: [email protected]
123290, г. Москва, 1-й Магистральный тупик, дом 10, корп. 1