20 июля 2015 г в г Омске сосnоялось совещание правительства РФ на тему О приоритетных инвестиционных проектах и импортозамещении в нефтехимии.
С докладом выступил А.Новак.
В апреле 2014 г была утверждена Стратегия развития нефтегазохимии на период до 2030 года, утвержден план развития и мероприятий на период до 2030 г, который ежегодно актуализируется.
В последний раз актуализировали план в декабре 2014 г, и в конце 2015 г также планируем его актуализировать.
Дмитрий Анатольевич, хотел Вас поблагодарить за то внимание, которое Вы уделяете отрасли нефтегазохимии, поскольку Вы ежегодно проводите такие совещания с выездом на месте.
Это действительно помогает нашим предприятиям реализовывать проекты.
Стратегия, которая утверждена на сегодня…
Можно отметить, что те планы, которые были заложены в ней, на сегодня реализуются.
Экономическая ситуация в целом, недостаток дешевого финансирования вносят свои коррективы.
Поэтому, очень важна реализация мер государственной поддержки.
Правительством РФ реализуется ряд мер, в тч меры как нормативно-правового регулирования, так и поддержки в части привлечения финансирования.
Минэнерго совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было пересмотрено и актуализировано 17 нормативно-правовых актов и нормативных документов в целях совершенствования технического регулирования и промышленной безопасности.
В 2014 г был создан центр сбора и обработки информации по основным производственным показателям нефтегазохимической отрасли промышленности.
Порядка 70 проектов ежегодно мониторится силами Минэнерго с привлечением Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК), и этот анализ позволяет точно выделять проекты, наиболее перспективные с точки зрения конкурентоспособности по издержкам и важности для удовлетворения внутреннего спроса и роста экспортного потенциала.
Совместно с РЖД и нефтехимическими компаниями определены основные инфраструктурные ограничения железнодорожных сетей, снятие которых осуществляется сегодня в рамках актуализации схемы развития сети железных дорог РЖД.
Применяются также меры региональной государственной поддержи нефтегазовых проектов.
В частности, в таких областях, как Нижегородская, Томская, Тюменская, принимаются решения по предоставлению льгот по налогам (по налогу на имущество и по налогу на прибыль). Это дает возможность улучшать финансово-экономические показатели для проектов.
Также используются механизмы, которые были недавно приняты Правительством РФ: использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), проектное финансирование, субсидирование процентных ставок.
«Сибур холдинг» недавно подавала заявку на участие в соответствии с распоряжением 1044 по предоставлению финансирования проекта строительства Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода (ГПЗ).
Принято решение о проектном финансировании данного инвестиционного проекта, что позволит совместно с реализацией и оказанием мер господдержки Запсибнефтехиму за счет средств ФНБ и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) решить комплексную задачу по увеличению объема производства нефтехимического сырья, обеспечению стабильной загрузки технологических мощностей.
Тем не менее основная проблема, которая сегодня стоит перед компаниями - это привлечение дешевого финансирования, и те инструменты, которые есть, мы здесь будем продолжать реализовывать по приоритетным проектам.
Те меры и проекты, которые уже реализуются, позволяют отметить положительную динамику по основным целевым показателям.
За период 2010 - 2014 гг объем производства нефтегазохимического сырья вырос на 9,6 млн т, объем производства крупнотоннажных полимеров вырос на 0,9 млн т - на 27%, в тч за счет реализации проекта Полиом, на котором сегодня все присутствовали.
Ожидаем, что до 2030 г будет введено еще 9 установок по производству крупнотоннажных полимеров.
Это позволит создать около 7 тыс рабочих мест. Совокупные инвестиции составят более 2,2 трлн рублей.
Это позволит увеличить объемы производства крупнотоннажных полимеров на 11,1 млн т и преодолеть по ним импортную зависимость.
В соответствии с утвержденной Стратегией развитие нефтехимической отрасли промышленности будет осуществляться в 6 кластерах.
Каждый из них полностью обеспечен собственным сырьем и имеет ключевые, якорные проекты развития.
Наиболее крупными проектами, предполагаемыми к реализации, остаются проекты строительства магистрального газопровода (МГП) Сила Сибири и МГП Южный Балык - Череповец, совместные проекты Газпрома и Сибура в Амурской области мощностью до 2,4 млн т/год полиэтилена, в Череповце мощностью до 1,5 млн т/год полиэтилена, а также ОНХК («Объединенная нефтехимическая компания») на Дальнем Востоке мощностью 0,9 млн т/год полиэтилена и 0,7 млн т/год полипропилена.
В соответствии с показателями, которые утверждены «дорожной картой» по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, мы отмечаем по состоянию на сегодня наличие импортозависимости по полиэтилену до 18%, полиэтилентерефталату - до 12%, поливинилхлориду - до 17%, полистиролу - до 16%.
Ранее поставленная задача по обеспечению импортозамещения полипропилена была уже решена в 2014 г, в тч после ввода завода Полиом мощностью 250 тыс т/год.
Ожидается, что к 2030 г профицит полипропилена увеличится до 1 млн т и будет поставляться на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на котором, согласно проведенным исследованиям, в 2030 г ожидается дефицит около 5 млн т.
Текущий дефицит полиэтилена составляет 400 тыс т/год, и в 2017-2019 гг он будет исключен за счет ввода проектов на Новоуренгойском горно-химическом комбинате и на Ангарском заводе полимеров, а с 2019 г по полиэтилену после ввода установки на Тобольском нефтехимическом комбинате мощностью 1,5 млн т/год полиэтилена ожидается устойчивый профицит.
Дефицит полиэтилентерефталата будет искдючен в 2016 г после запуска проекта «Этана» в Кабардино-Балкарии, который реализуется частными инвесторами в Северо-Кавказском федеральном округе, совокупной стоимостью 44 млрд рублей.
Здесь представлена реализация крупнейших приоритетных проектов производства полиэтиленов в хронологическом порядке. И в 2019 г мы будем наблюдать устойчивый профицит данного полимера после запуска проекта «Запсибнефтехим».
До конца 2015 г будут уточнены параметры и сроки реализации проектов, которые находятся в стадии принятия решения.
С учетом экономической ситуации по ним сейчас пересматриваются проектные решения.
Что касается производства прочих крупнотоннажных полимеров: полипропилена, полиэтилентерефталата, полистирола и поливинилхлорида.
Все новые проекты строительства мощностей, в частности по производству полипропилена, будут реализованы в условиях профицита данного полимера.
По другим проектам будут уточнены параметры и сроки их реализации, особенно это касается производства полистирола.
С конца 2014 г мы также приступили к реализации мер, направленных на снижение импортозависимости по катализаторам, используемым в нефтехимии, и здесь целевой показатель, утвержденный в рамках «дорожной карты»: к 2020 г увеличить производство российских катализаторов с 55 до 80-90%.
В настоящее время созданы все необходимые условия для развития нефтегазохимии в РФ, включая наличие стабильного профицита нефтехимического сырья во всех нефтехимических кластерах, приняты меры государственной поддержки Правительством РФ.
Однако хотел бы отметить, что острой, актуальной проблемой сегодня, на наш взгляд, является формирование долгосрочного спроса на крупнотоннажные полимеры со стороны производителей готовых изделий.
Сохраняются низкие показатели удельного потребления полимеров в жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве, автомобилестроении, приборостроении.
Например, использование полипропилена в ЖКХ России составляет менее 3% при мировом показателе более 35%.
Использование современных дорожных материалов составляет в России до 3% при значении этого показателя в промышленно развитых странах от 10 до 15%.
Есть уже сдвижка в этом направлении, и наши коллеги, которые производят крупнотоннажные полимеры, отмечают, что появился все-таки заказ в Российской Федерации, особенно с учетом импортозамещения и текущей экономической ситуации.
Тем не менее, просили бы решением сегодняшнего совещания поручить нашим коллегам, федеральным органам власти - Минтрансу, Минпромторгу, Минстрою - дополнительно представить в Правительство РФ предложения о расширении потребления продукции нефтегазохимии в дорожном и жилищном строительстве, в ЖКХ и автомобилестроении.
Иначе весь профицит, который будет сформирован в соответствии с графиком, будет направлен только лишь на экспорт, а мы будем покупать из-за границы уже конечную, готовую химическую продукцию.
Это очень важная, ключевая задача.
То есть вывод такой, что касается нефтехимической и газохимической промышленности: здесь реализуются проекты и создается вся необходимая сырьевая база и производство необходимого сырья для химической продукции. Нужно развивать конечное производство.
К сожалению, бывают такие моменты на сегодня, когда появляются инициативы, направленные на фактический запрет обращения производимой продукции.
В 2013 г в ГД РФ был внесен проект федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции».
Данным законопроектом предусматривается существенное ограничение с 1 августа 2018 г, то есть фактически запрет применения полимерной тары более 0,5 л для алкогольной продукции. То есть будет запрещено использовать тару, для которой производится ПЭТ так называемый. Их наши предприятия производят.
Этот проект закона рассматривался для заключения в Правительстве РФ, были совещания на уровне вице-премьеров - и А.Дворковича и А. Хлопонина.
Были приняты определенные предложения по переходу на производство алкогольной продукции, то есть с 1 июля 2015 г в полимерной таре объемом не более 2 л, а с 1 июля 2016 г в полимерной таре объемом не более 1,5 л.
К сожалению, пока эти предложения ГД РФ не учтены, поэтому предложили в проекте протокольного решения (не относительно этого момента, а в целом, когда выходят с такими инициативами, и Правительство, федеральные органы власти рассматривают такие предложения), исходить также из тех стратегических решений, которые утверждены Правительством РФ, по развитию нефтехимической отрасли.