USD 103.3837

-0.85

EUR 109.7802

-0.42

Brent 71.83

-0.41

Природный газ 3.037

-0.04

...

Равнение на потребителя. Итоги конференции Меламин 2016

Крупнейшей отраслью потребления меламина в России из года в год остается деревообработка, но в мире сфера его применения гораздо шире.

Равнение на потребителя. Итоги конференции Меламин 2016

Крупнейшей отраслью потребления меламина в России из года в год остается деревообработка, но в мире сфера его применения гораздо шире. Это и лакокрасочные материалы, и бумажная промышленность, и пластики, и адгезивы - все те сегменты, где мы меламин практически не используем. Возможно, российским компаниям стоит заняться этим вопросом - первым же положительным следствием станет рост спроса и, соответственно, активизация работы над новыми проектами.

Девятая международная конференция «Меламин 2016», организованная CREON Energy, состоялась в Москве 14 марта. Партнером мероприятия выступила компания Eurotecnica Contractors and Engineers.

«Последний раз конференцию по меламину мы проводили три года назад, - отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. - Почему был такой перерыв? Дело в том, что в 2012 г. было запущено первое в России производство меламина. В последующие годы рынок сбалансировался и пришел в новое равновесие. Потребители научились работать с отечественным продуктом, «Еврохим» же решил и технологические, и логистические проблемы, а также устранил иные «детские» ошибки. Теперь отрасль обсуждает, какое именно производство нам нужно - мощность, технологию, расположение. Тем более что все предпосылки для его создания есть - и карбамид, и активность лицензиаров, и опыт первого предприятия».

На сегодняшний день Китай является лидером в мировом производстве меламина. Как рассказал генеральный директор Melamine S&T Чэнь Дуаньян, за период 2013-2015 гг. в стране появилось двенадцать новых производств общей мощностью 360 тыс. т. Обратной стороной этого «меламинового скачка» стало избыточное предложение: экспорт уже достиг 186 тыс. т при внутреннем спросе в 400 тыс. т.

По итогам 2015 г. совокупная мощность китайских производителей меламина (а всего их насчитывается 25) составила 1.75 млн т. Два предприятия остановлены на реконструкцию, их пуск в 2017 г. добавит к общему объему производства еще 130 тыс. т. Таким образом, говорит докладчик, в ближайшие годы Китай будет выпускать более 2 млн т меламина в год.

Из общего объема экспорта в 2015 г. чуть более половины - 98 тыс. т - пришлось на страны Юго-Восточной Азии (прежде всего Южную Корею, Таиланд, Малайзию, которые меламин сами не производят). В целом, резюмирует г-н Чэнь, зависимость Китая от зарубежных потребителей не просто велика, а принимает угрожающие объемы.

Сами же страны Юго-Восточной Азии производят меламина совсем немного - их совокупная мощность не превышает 167 тыс. т/год при внутреннем потреблении 180 тыс. т. Предприятия расположены в Индии, Индонезии, Тайване и Японии.

Единственным на данный момент производителем меламина в России является «Невинномысский Азот». Установка производственной мощностью 50 тыс. т была запущена в эксплуатацию в 2012 г. Она начала работать с полной загрузкой не сразу, сообщил Олег Мосин, начальник цеха компании. В 2013 г. было выпущено всего 22.8 тыс. т, а в 2015 - уже 46.7 тыс. т. По словам докладчика, на конец текущего года запланирована реконструкция производства карбамида, которая продлится примерно месяц. Соответственно, максимально возможный объем в 50 тыс. т также достигнут не будет.

Расфасовка готовой продукции производится в биг-бэги и бумажные мешки. Отгрузка потребителям осуществляется в основном автомобильным транспортом, но возможна и перевозка морем.

Как рассказал менеджер по продажам департамента продаж индустриальных продуктов МХК «Еврохим» (в состав которой входит «Невинномысский Азот») Антон Житлов, на сегодня 59% производимого меламина поставляется на российский рынок. По итогам 2015 г. внутренний спрос оценивается в 40 тыс. т, в ближайшие три года он может вырасти до 50 тыс. т.

В целом же 70% российского потребления обеспечивается меламином «Еврохима». Остальные 30% потребителей, по слова Антона Житлова, закупают менее стабильные импортные аналоги - из соображений логистики или дешевизны.

«Невинномысский Азот» в первую очередь ориентирован на отечественных потребителей, - говорит Евгений Онацкий, руководитель департамента продаж индустриальных продуктов МХК «Еврохим». - Политика компании - это прежде всего удовлетворение внутреннего спроса. Невостребованные объемы отправляются на экспорт, основные направления - Италия, Германия, Индия, Австрия».

При этом «Еврохим» традиционно придерживается принципа «импорт минус», т.е. стоимость выпускаемого меламина для российских потребителей при любых обстоятельствах будет ниже, чем цена зарубежных аналогов. Цена «экспорт плюс» же, по словам Евгения Онацкого, сразу снизит внутренний спрос, переориентировав его на более бюджетную и низкокачественную продукцию. В 2016 г. дисконт внутренней цены по отношению к экспортной составит не менее 6%.

Tarkett, крупный производитель напольных покрытий, является одним из потребителей невинномысского меламина. Как рассказал менеджер отдела закупок сырья Сергей Пивиков, еще два года назад основную массу меламиновых пленок компания закупала за границей (преимущественно в Германии). Но как только в России появился свой меламин, Tarkett полностью перешел на работу с отечественными компаниями, делающими пропитку.

О желании освоить производство меламина упомянули сразу несколько химических предприятий, но конкретики пока нет ни у кого. По словам директора по маркетингу «Метафракса» Максима Зенкова, компания внимательно следит за тенденциями рынка и рассматривает возможность строительства установки по меламину. В настоящий момент проект находится на стадии изучения. В любом случае меламин «Метафракса» - если проект будет реализован - пойдет преимущественно на внутренние нужды предприятия и не повлияет на объем предложения на российском рынке.

Примерно та же ситуация на «Акроне» - проект по меламину сначала рассматривался, потом компания от него отказалась, сейчас вновь изучает возможность реализации. Как рассказал главный специалист управления по развитию производства и новой технике Сергей Румянцев, предложения от лицензиаров уже поступают, но в ближайший год принятия решения ждать не стоит.

По словам ведущего специалиста управления взаимодействия с инвесторами ОЭЗ «Алабуга» Динары Абдуллиной, на территории ОЭЗ расположен крупный потенциальный потребитель меламина - завод компании Kastamonu, выпускающий древесные плиты МДФ, ДСП, ламинированные напольные покрытия, дверные накладки и мебельные панели.

Возможным производителем меламина может стать и Узбекистан, говорит Хасан Азларов, заместитель начальника управления по перспективному развитию и инвестициям Farg'onaazot. Компания заинтересована в выпуске не только меламина, но и продуктов из него, изучает технико-экономические предложения лицензиаров.

Участники конференции положительно оценивают перспективы новых проектов. При онлайн-голосовании большинство - 63% - высказали мнение, что вероятность реализации новых проектов в РФ и СНГ в ближайшие пять лет будет средней или высокой.

Компания Eurotecnica Contractors and Engineers - поставщик технологии, проектант и подрядчик производств меламина - представила краткий обзор мирового рынка. Глобальный спрос на меламин по итогам 2014 г. составил 1.7 млн т в год, сообщил Игорь Кодинцев, региональный менеджер по продажам. Рост спроса с 2005 г. составляет примерно 5.8% в год. Однако с насыщением рынка эти темпы будут постепенно снижаться и к 2035 г. составят примерно 4.8%.

Основным мировым потребителем является Китай, в 2014 г. его доля в общем мировом спросе составила 47%.

Глобальная мощность по итогам 2014 г. составила 2.5 млн т. В последние годы в отрасли наблюдалось закрытие производств в Европе, США, Азии, включая Китай. Ожидается дальнейшая консолидация производств, особенно в Китае, который сегодня имеет высокую степень фрагментации как производства, так и потребления. Учитывая долгосрочный рост спроса на меламин, мировому рынку дополнительно потребуется не менее 500 тыс. т/год мощности к 2025 г. и 2.7 млн т/год к 2035 г.

Eurotecnica презентовала свою технологию Euromel®, которая используется на 20 предприятиях меламина по всему миру; их суммарная номинальная мощность составляет более 610 тыс. т/год.

Директор по лицензированию и технологиям Air Liquide Global E&C Solutions Дирк Бергхардт представил технологию производства меламина The Edgein/Lurgi LP. В ней применяется метод газовой закалки под низким давлением, при этом дополнительная среда (например, вода) не требуется. Преимущества технологии - высокая производительность одной линии и простое оборудование из стали высокого качества. Именно эта технология используется на «Невинномысском Азоте», а также на 18 предприятиях компании Golden Elephant в Китае.

Главный технолог по меламину Casale Group Габриэль ди Карло рассказал, что технология LEmTM была куплена компанией в сентябре 2013 г. у Borealis. Она основана на синтезе высокого давления и отличается простотой эксплуатации, отсутствием катализатора, компактностью установки и простой интеграцией меламина с карбамидом.

Сейчас в эксплуатации находятся два агрегата - мощность 30 тыс. т в Австрии и 80 тыс. т в Германии. Еще две установки - на стадии реализации. В целом компания реализовала пять проектов интеграции меламин-карбамид.

Участники конференции приняли участие в интерактивном голосовании, им было предложено ответить на вопрос «Какие отрасли использования меламина, на ваш взгляд, являются наиболее перспективными в России?» Большинство голосов - 50% - было отдано за вариант «Деревообработка».

Действительно, производство древесных плит и покрытия для них остаются главным сектором потребления меламина в России. По словам консультанта Pöyry Management Consuiting Алексея Бесчастнова, основным сегментом потребления меламина являются укрывные материалы, вторым по значимости - производство плит ДСП. В 2015 г. суммарный выпуск древесных плит в РФ вырос, и эта тенденция в ближайшие годы, вероятно, сохранится. Производство древесных плит по итогам 2015 г. составило почти 12 млн м3. Потребление же было ниже 10 млн м3, и дельта между производством и потреблением растет.

По итогам 2015 г. было выпущено около 5.2 млн м3, это на 6% ниже уровня предыдущего года. Потребление упало на 11% и составило около 4.4 млн м³. Главные направления экспорта - Казахстан и Узбекистан. При этом есть и импорт - главным образом, из Белоруссии и Польши.

Kronospan Group (заводы в Егорьевске, Электрогорске и Уфе) остается лидером по выпуску плит ДСП в России. В целом же четыре крупнейших производителя - это западные концерны: Kronospan Group, Egger, IKEA, Swiss Krono. Около трети всех мощностей по производству ДСП в РФ составляют линии с возрастом более 30 лет. Ожидается, что значительная часть этих линий будет остановлена до 2020 г. ввиду затянувшейся сложной рыночной ситуации и сильного давления на цены.

Производство МДФ в России по итогам 2015 г. составило около 2 млн м³ и сравнялось с потреблением. Эксперт отметил, что импорт в Россию уменьшился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а экспорт заметно вырос. Эта тенденция, вероятно, продолжится ввиду давления со стороны растущего предложения из-за ввода нескольких новых линий.

До 2013 г. спрос на OSB-плиты в России полностью удовлетворялся за счет импорта. В настоящее время собственное производство покрывает 65% потребления. Основной импортер - Kronospan Group (c заводов в Белоруссии и в Латвии).

Производство фанеры в РФ в 2015 году увеличилось с 3.5 млн м³ до 3.6 млн м³ из-за роста привлекательности экспортных рынков. Потребление упало с 1.7 до 1.6 млн м³ в связи с общим падением спроса, а также из-за давления со стороны плит OSB, говорит Алексей Бесчастнов, и сейчас крупные современные фанерные заводы работают почти исключительно на экспорт.

Генеральный директор «ВНИИдрев» Александр Шалашов сообщил, что потребность в формальдегидных смолах для ЛПК России в 2014 г. составила 1.6 млн т. В 2020 г. этот показатель ожидается на уровне 1.8-2.2 млн т, а к 2030 г. может вырасти до 2.8 млн т.

«Запуск собственного производства в 2012 г. вызвал всплеск потребления, и эта ситуация вполне может повториться, - резюмирует Санджар Тургунов. - Поэтому химическим предприятиям стоит смелее строить планы - спрос подтянется вслед за предложением».