USD 88.1324

0

EUR 96.7517

0

Brent 78.32

0

Природный газ 3.331

0

5 мин
...

Достижения нефтепереработки для нефтедобычи

Мобильность мировой экономической ситуации все больше укрепляет тенденцию снижения добычи нефти европейскими компаниями. В среднем, за истекший год, она сократилась на 15%. Этот процесс идет параллельно при постоянном приросте нефтедобычи российскими компаниями.

Достижения нефтепереработки для нефтедобычи

Мобильность мировой экономической ситуации все больше укрепляет тенденцию снижения добычи нефти европейскими компаниями. В среднем, за истекший год, она сократилась на 15%. Этот процесс идет параллельно при постоянном приросте нефтедобычи российскими компаниями.

Примером может служить компания «Роснефть», увеличившая добычу в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на 2,7%,доведя ее до настоящих 2,362 млн баррелей в день. Вместе с тем, становятся актуальными проблемы экономичности нефтедобычи и ее экологической совместимости с природой Севера России, где ведется основная разведка и разработка ресурсов углеводородного сырья.

Действительно, себестоимость добычи одной тонны нефти в динамике за два года на одном из головных предприятий «Роснефти» - в ООО «РН - Северная Нефть» увеличилась с 2036 руб. до 2901 руб. т.е. в 1,4 раза. Анализ затрат показал рост по всем статьям, и, главное - увеличение расходов на топливо за истекший период - на 118 млн 793 тыс руб или на 55,7%.

Как показывает экономический расчет - в расходах на обеспечение топливом в условиях Крайнего Севера важной составляющей (не менее 33%) являются расходы на оборудование временных топливных складов.

Этот процесс постоянно вел к ухудшению двух показателей любого современного производства - удорожанию производственных затрат и разрушению экологической совместимости производства со средой - разрушению хрупких природных сообществ тундры и лесотундры. Это грозит в будущем государству неисчислимыми затратами. Причина - разрушение растительного покрова тундры при доставке металлических емкостей для хранения топлива и обустройстве временных топливных складов. А также - ущерб от брошенных бесчисленных протекающих цистерн, загрязняющих Север остатками топлива.

Резиновые эластичные резервуары стали необходимым условием быстрого развертывания авиации и танковых соединений еще с 30-х годов 20-го столетия, но довольно быстро стали видны технологические проблемы резиноматериалов, такие, как слабая прочность, слабая устойчивость к высокой температуре и хрупкость на морозе. С 70-х годов 20-го столетия резину вытеснили композитные эластомеры, сочетающие легкость и эластичность, удобство транспортировки и развертывания с прочностью и устойчивостью к экстремальному теплу и холоду, а также и химически очень устойчивые. С 90 -х годов прошлого века на рынке России современные эластичные материалы представлены, разработаны и выпускаются фирмой ООО НПФ «Политехника».

Композитные эластомеры - это сложные многослойные материалы, в основе которых полиэфирное (полиамидное) плетеное волокно, с нанесенными с двух сторон слоями полимерных пластиков (Поливинилхлорид , Полиуретан и др.) и специальных покрытий (Полиэтилен, полипропилен и др.). Важнейшие свойства - большая прочность на разрыв, устойчивость к разрушающим факторам среды (ультрафиолет, химические реагенты и окислители), эластичность, которая сохраняется даже при очень низких температурах. Их качество полностью соответствует технологическим задачам - хранению воды, жидких и газообразных углеводородов на долгосрочной основе в интервалах температур от -55 до + 80 град. С. Закупаются материалы для изготовления эластичных емкостей за рубежом - в Канаде, США, Израиле и Германии.

Применение на практике технологии композитных эластомеров позволяет одновременно решить обе задачи: снизить затраты на обеспечение топливом при добыче углеводородного сырья и избавиться от проблемы брошенных за ненадобностью временных складов горюче-смазочных материалов.

Эластичные материалы не корродируют, после них не остается отравленной нефтепродуктами среды, они легко снимаются и перевозятся с места на место. При использовании эластичных емкостей не образуется внутри паровая подушка, т.о. отсутствует проблема «малых» и «больших» дыханий и связанные с ней потери в 2-5 % хранимых нефтепродуктов. К тому же эластичные резервуары много дешевле стальных. Отсюда и богатейшие возможности для потребителей в модернизации добычи, транспортировки, хранения и переработки жидких углеводородов. Что же касается токсичности при горении - сами композитные эластомеры не горят, они имеют специальные добавки и присадки и разрешены и сертифицированы в России и в мире для той функции, которую они с успехом выполняют.

В настоящее время из композитных эластомеров изготавливаются емкости для нефтепродуктов. Они могут быть совершенно разных размеров.

Основные преимущества таких емкостей - легкий вес. Благодаря этому они легко транспортируются в свернутом виде. Емкости из эластомерных материалов не требуют для развертывания подготовки бетонных оснований и специальных площадок. К основным преимуществам относится и время их развертывания, оно занимает от нескольких часов до нескольких суток. При этом не требуется тяжелая техника. Также, для развертывания временного склада ГСМ достаточно персонала 2 - 3 человека. Теми же силами, в течение суток, склад, после того, как в нем отпала нужда, свертывается и перемещается к месту нового назначения или отправляется на хранение. После использования временного склада не остается брошенных цистерн с остатками горючего и вытекших его остатков, чем обеспечивается сохранность окружающей среды.

Таким образом, применение емкостей на основе композитных эластомеров значительно удешевит расходы на добычу углеводородов. Это же позволит сохранить природу Севера от загрязнения нефтепродуктами и захламления. Существенно облегчается при этом труд людей.

Для защиты бурильных площадок от сезонных подтоплений идеально подходят водоналивные дамбы, созданные из композитных эластомеров. Они приводятся в готовность в течение нескольких минут без применения тяжелого ручного труда. Кроме того, они очень прочны, а их малая габаритность и легкий вес позволяют в самые короткие сроки доставить их на вертолете.

Легкость, прочность и компактность характеризуют любое изделие, созданное из материалов композитных эластомеров.

Созданные на основе композитных эластомеров полевые рукавные трубопроводы позволяют без излишних трат и в короткое время развернуть перекачку горючего на временные склады ГСМ, что по-иному в условиях летней распутицы на Севере просто невозможно.

И здесь одновременно решаются две задачи. Первая - экономическая. Она заключается в снижении себестоимости добычи углеводородов. Вторая - экологическая, состоящая в экономии больших количеств топлива. В результате значительно снижается нагрузка на богатый мир растительного покрова тундры и лесотундры.

Появление композитных эластомеров дало возможность создавать дешевые, прочные и эффективные газгольдеры - рекуператоры для улавливания легких фракций углеводородов при больших и малых «дыханиях» хранилищ нефти и нефтепродуктов.

При этом, важны такие свойства этих полимеров, как эластичность и прочность. Это позволяет им сохранять до 1,5 - 2 килограммов самых ценных углеводородных фракций на 1 тонну перекачанных нефтепродуктов. В масштабах нефтеперерабатывающего завода - это тысячи тонн бензиновых фракций в год.

Экономия сопровождается снижением - вредных выбросов в окружающую среду - тысячи тонн в масштабах одного завода.

Значительную роль емкости из композитных эластомеров играют для повышения экономической эффективности при добыче, транспортировке, хранении и переработке углеводородного сырья. Подсчеты экономистов подтверждают, что при повсеместном внедрении соответствующих емкостей, трубопроводов, газгольдеров и сопутствующих им технологий экономика России сможет получать дополнительно более 260 млрд.рублей в год.

Игорь Барышев

Лев Оренштейн