USD ЦБ — 57,96 +0,03
EUR ЦБ — 61,39 +0,13
Brent — 56,26 +0,72%
вторник 28 февраля 15:13

Наука и технологии // Разведка и разработка

Некоторые результаты испытаний модулей каротажа в процессе бурения на месторождениях

26 сентября 2016 г., 00:00Р.Г. Харисов, В.С.Дубровский, Р.С. Мухамадиев, В.В.Костылев, А.Г.ГайванNeftegaz.RU1858

Компания ТНГ-Групп уделяет большое внимание научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) в области геофизических исследований бурящихся и действующих скважин.

Так в 2015г. силами научно-технического управления (НТУ), научно-технического центра (НТЦ) и ООО «ТНГ-Универсал» реализовывались около 30 проектов. В том числе по Федеральному гранту Министерства образования РФ 4 проекта совместно с Казанским (Приволжским) Федеральным университетом (КПФУ). ТНГ-Групп тесно сотрудничает с целым рядом научно-исследовательских организаций и учебных заведений РФ. Важность проводимых разработок была отмечена министерствами энергетики РФ, министерствами промышленности и торговли РФ и РТ.

Одним из важнейших прорывных направлений является каротаж в процессе бурения. Цель проекта - создание одной из первых в России системы для каротажа в процессе бурения LWD.

Актуальность разработки направлена на повышение эффективности строительства скважин, вытеснение дорогостоящих зарубежных систем с внутреннего рынка геофизических услуг в нефтегазовой отрасли, достижение лидирующих позиций в геофизическом приборостроении.

На сегодня реализованы и испытаны модули нейтронного каротажа, электрического бокового каротажа, в стадии испытания модуль плотностного и электромагнитного (индукционного) каротажа, в стадии разработки - модуль акустического каротажа с функцией геолокатора. Вышеназванные модули позволяют определять пористость и нефтенасыщенность пластов, а модуль акустического каротажа даст возможность определить: на каком расстоянии от кровли и подошвы пласта проходит траектория скважины и, при необходимости корректировать ее положение, т.е. пройти по наиболее продуктивной части пласта.

Испытание электрического и нейтронного модулей показали хорошую коррелируемость по пористости и удельному электрическому сопротивлению со стандартным каротажом.

Параллельно с испытаниями велась методическая работа по увязке данных каротажа в процессе бурения и стандартного каротажа. Данные каротажа записывались во внутреннюю память приборов и параллельно передавались на поверхность.

Возникли некоторые проблемы в переведении показаний модулей из масштаба времени в масштаб глубин. Запись велась непрерывно, а глубины задавались оператором ГТИ на поверхности с визуальной дискретностью в 1м.

В настоящее время разработана система регистрации глубины, которая позволяет однозначно проводить привязку «время - глубина - показания модулей» и уменьшить дискретность глубины до 20 см.

Разрабатываемый комплекс в сборе с забойной телеметрической системой и наддолотным модулем включает следующие модули каротажа: акустический, электрический боковой, электромагнитный, гамма-гамма плотностной и нейтрон-нейтронный.

Модуль селективного 3-зондового бокового электрического каротажа (ЭКПБ-С) предназначен для сканирования и определения удельного электрического сопротивления горных пород, проходимых скважиной по четырем направлениям, с получением данных о приближении ствола скважины к кровле или подошве бурящегося горизонта.

Модуль гамма-гамма каротажа (ГГКПБ) предназначен для определения плотности и литологии пород, с помощью трех зондов расположенных по радиусу через 120 градусов, для обеспечения прилегания зондового устройства к стенке скважины и вычисления реальной плотности.

Модуль электромагнитного техзондового каротажа (ЭМКПБ) предназначен для определения УЭС пород проходимых скважиной с помощью трех зондов разной глубинности и вычисления истинного удельного сопротивления пласта.

Модуль двух зондового нейтрон-нейтронного каротажа (НКПБ) предназначен для определения водородосодержания горной породы методом двухзондового ННК и оценки пористости. Конструкция модуля обеспечивает извлечение источника в случае аварии.

Испытания проводились первоначально в вертикальных и наклонно-направленных скважинах. Для испытаний эта ситуация даже выигрышнее, так как в этом случае разрез более дифференцирован.

В процессе испытаний модули усовершенствовались, устранялись технические и программные недостатки. В настоящее время испытывается усовершенствованный модуль ЭМКПБ и акустический модуль. Он предназначен для проведения каротажа с целью определения кинематических (скоростных) свойств породы, вскрытой скважиной. Кроме того, модуль предназначен для акустической геолокации путем регистрации отраженных волн, возбуждаемых в специальном режиме излучения в направлении акустически контрастных границ пласта, а также вычисления в реальном времени расстояния до границ.

Мы надеемся с его помощью контролировать положение ствола скважины относительно контрастных по акустическим параметрам пластов.


Neftegaz.RU context