USD 90.3412

-0.82

EUR 98.2017

-0.73

Brent 82.49

-0.4

Природный газ 1.946

+0.02

6 мин
...

Первые поставки нового сорта нефти с Новопортовского месторождения

Первые поставки нефти с Новопортовского месторождения на Ямале начала компания Газпром нефть. Пока моря еще не скованны северным льдом, компания намерена отгрузить в Европу танкерами более 80 тыс тонн нефти, причем рассчитываются за топливо покупатели рублями а не общепринятыми на рынке долларами.

Первые поставки нового сорта нефти с Новопортовского месторождения

Первые поставки нефти с Новопортовского месторождения на Ямале начала компания Газпром нефть. Пока моря еще не скованны северным льдом, компания намерена отгрузить в Европу танкерами более 80 тыс тонн нефти, причем рассчитываются за топливо покупатели рублями а не общепринятыми на рынке долларами.


Необходимость расширять действие российской валюты стала еще более актуальной с введением санкции против отечественных энергетиков. В стратегии увеличить добычу до 100 млн тонн, данный регион занимает около трети. Компания готова к тому чтобы и дальше увеличивать свое присутствие в Арктике, но успех это не только работа нефтяников это и работа смежников. Это серьезный вызов и одновременно возможности для целого спектра российской промышленности. Стоит отметить что на азиатский рынок компания поставляет нефть за юани т.е процесс диверсификации валютных расчетов уже начат и имеет большие перспективы.
Так по данным геологов извлекаемые запасы одного из самых крупных нефтегазоконденсатных месторождений российского Заполярья, Новопортовского превышает 230 млн тонн нефти и 270 млрд кубических метров газа. Сейчас поставки осуществляются танкерами. Тянуть систему трубопроводов на Ямал слишком дорого.


Отправлять нефть по морю - это единственный экономически выгодный путь доставки углеводородов с Ямала в Европу. Для сравнения , разово танкером можно вывести более 27 тыс тонн нефти. Чтоб транспортировать тот же объем автоцистернами то понадобилось бы почти 2 тыс машин , а по железной дороге 463 вагона. Строительство же нефтепровода с Ямала который связал бы расположенные там месторождения с существующими магистральными нефтепроводами даже не рассматривается - слишком велики издержки. Именно поэтому было принято решение возвести на мысе Каменном к концу 2015 года терминал по перевалке нефти который в будущем позволит в круглогодичном режиме загружать в морские танкеры уникальную нефть для отправки по северному морскому пути. Нефть поступает на танкеры следующим путем. По шланголинии на протяжении 700 метров нефть пробивается к речному танкеру, который стоит на причале. Когда речной танкер полностью набирается то шланголиния отбивается, продувается и речной танкер уходит в путь порядка 60-70 км к морскому танкеру, где свои шланголинии перекачивают их в другой танкер.


Одним из партнеров по перевозке нефти с Ямала стала компания СовКомФлот. Она предоставила два современных танкера ледового класса. Транспортная логистика и суровый климат заполярья на протяжении почти полувека были основными проблемами освоения углеводородного актива региона. Добыча на Ямале ведется в сложных климатических условиях. Зимой температура достигает -55 градусов. Летний период здесь короткий. Подбирается и оборудование для более низких температур и технологический процесс разработан совершенно другой чем на большой земле.


При освоении месторождений применялись решения позволяющие минимизировать воздействие на окружающую среду. Нефтепровод от месторождения до порта прокладывали на специальных опорах над поверхностью земли. Специалисты уверяют что это позволяет сохранить нетронутым слои вечной мерзлоты. В местах миграции оленей при строительстве были предусмотрены специальные пропуски и переходы. Ягель или лишайники основная часть экосистемы региона, кормовая база для оленей которые на них находятся. Сегодня с учеными Тюменского университета исследуется и подбираются естественные стимуляторы роста для этих растений чтобы антропогенного воздействия уметь возможность как можно быстрее восстановить хрупкую экосистему. Газпром нефть работает над созданием на севере Ямало-Ненецкого автономного округа нового нефтяного кластера. Всего компания планирует к 2020 году добывать 100 млн тонн нефтяного эквивалента и около трети этого объема на севере ЯНАО.


Возможность перевозки нефти добытой на северном месторождении серьезно подтолкнула освоение залежей полуострова Ямал. Развитие северного морского пути сыграла значимую роль. По подсчетам специалистов доставка углеводородов пол Ледовитому океану в Европу занимает около недели. До Северной Америки судно дойдет за 9-14 дней, зато путь в азиатско-тихоокеанский регион оказывается существенно короче традиционного через Суэцкий канал. До Китая 21 день вместо 26, а до Южной Кореи и Японии 19 и 13 дней соответственно, вместо 28 дней через Атлантический и Индийский океаны. Имея такие огромные морские границы, сложные, безусловно, такие как Северный Ледовитый океан в России, мы всего 6 процентов используем воду из всех стран. Нам нужно использовать нашу морскую границу она очень сложная, но ее нужно использовать. Это транзит, во-первых на 16 дней короче чем Суэцкий.


В Арктике по прогнозам специалистов сосредоточено до 65 процентов общероссийских запасов нефти. И первые пробы показывают что по своему качеству сырьем из Нового Порта на порядок превосходит марку urls, а по некоторым параметрам и марку brent.


Осадка морских танкеров слишком велика для тех глубин которые присутствуют рядом с этим месторождением, поэтому приходится стоять на рейде в значительной отдаленности от берега и мыса Каменный. Сейчас они стоять на рейде в 73 км от берега, но когда новый морской терминал будет полностью построен, морские суда смогут ходить прямо к мысу Каменный. Как же все таки идут морские суда?
Они идут по Обской губе мимо поселка, Сабетта который находится на восточном побережье полуострова, и далее идут в Мурманск. Что касается маршрута то его протяженность 2500 км и для морского танкера, чтобы отвезти нефть в Мурманск и вернуться это занимает по времени 3,5 недели.


Марка нефти добываемой здесь называется Novi Port, названа в честь поселка который, находится рядом с месторождением. По цвету он имеет зелено-рыже-желтую окраску. Для сравнение Urls имеет более черную окраску. Специалисты утверждают что это из-за низкого количества механических примесей.


Вертолет это единственный способ перемещения между всеми объектами промысла. На автомобиле по тундре передвигаться можно только зимой. Первый пункт-кустовая площадка, сейчас здесь работает 11 скважин добывающих тот самый новый сорт нефти. Один из технологических процессов - отбор проб. Он необходим для определения так называемой обводненности скважины. Это процент воды содержащийся в скважине. По данным лабораторий содержание воды примерно 7-8 процентов, визуально чистая нефть, обводненности нет.


Для нефтяников это качество сырья очень важно, тем меньше в нефти воды тем легче ее подготовить к отправке потребителям. Нефть находится примерно на уровне 2,8 км, температура ее в пласте достигает 90 градусов Цельсия. Конечно поднимаясь на поверхность она потихоньку остывает, но и на поверхности по трубам она течет все же весьма горячая. Дальше на всем пути следования ее специально подогревают. Все нефтепроводы оснащены системами подогрева. Так горячая нефтяная эмульсия поступает их недр земли на центральный пункт сбора. Однако до отгрузки ее покупателю она должна пройти целую технологическую цепочку. На сепарационную установку поступает жидкость, где происходит отделение от газа. Газ в свою очередь поступает на ГПС.


Газ тоже жизненно необходим на промысле. Из него на газопоршневой электростанции вырабатывается электричество. Этот источник энергии в тундре за сотни километров от цивилизации считается наиболее экономически выгодным по сравнению с альтернативными - дизельными генераторами. Далее вся жидкость через печи нагревается и поступает в резервуарный парк. В этом парке происходит подготовка до товарной нефти. Далее от жидкости отделяется вода,нефть примеси, соли и остальные все примеси и товарная нефть уже поступает на ПСП, на мыс Каменный.


На Ямале зимой температура опускается до -10 градусов по Цельсию, но зимники еще не встали. Пока часть грузов доставляется по воздуху. Оборудование и материалов, которое доставили еще в начале года по зимним дорогам хватит до нового завоза. Строительство на месторождении продолжается круглый год, несмотря на погоду.


В чем же принципиальное отличие сорта Novi Port от Urls? Главное отличие это низкий показатель серы, что для тех кто перерабатывает нефть в бензин очень важно. Содержание серы порядка 0,1 процента что дает превосходство над Urls и Brent. Она легкая, плотность до 850 кг\м3.По запаху она напоминает солярку. Новый сорт содержит 45 процентов дизельный фракций и это тоже очень важно для переработчиков. Если качество нефти Novi Port измерять в градусах IPI - это международная шкала текучести то она будет 35 градусов т.е очень жидкая и абсолютно не вязкая. Это значит что ее легко перерабатывать и транспортировать. Подобная легкая нефть сейчас очень востребована на рынке, особенно на северо-западе Европы. По мнению аналитиков ее потребление в Евросоюзе до 2025 вырастет на 12 процентов т.е до 348 млн тонн, а чистый импорт до 16 процентов т.е до 37 млн тонн.