USD 93.4419

0

EUR 99.7264

0

Brent 90.26

+0.11

Природный газ 1.76

-0.01

4 мин
...

Д. Медведев поручил А. Новаку совместно с региональным правительством доложить о перспективах газификации Мурманской области. С учетом позиции Газпрома

По результатам совещания, проведенного Д. Медведевым 21 апреля 2017 г в г Мурманске, 3 мая 2017 г анонсированы решения и даны поручения.

Д. Медведев поручил А. Новаку совместно с региональным правительством доложить о перспективах газификации Мурманской области. С учетом позиции Газпрома

По результатам совещания, проведенного Д. Медведевым 21 апреля 2017 г в г Мурманске, 3 мая 2017 г анонсированы решения и даны поручения.

Об этом сообщает правительство 3 мая 2017 г.

Среди поручений в резолюции от 21 апреля 2017 г № ДМ-П9-21пр есть работа и для главы Минэнерго РФ А. Новака, который вместе с региональным правительством в срок до 25 мая 2017 г должен обозначить проблемы и решения по газификации Мурманской области с учетом особого мнения Газпрома.

С одной стороны, важность Мурманского транспортного узла (МТУ) существенно возрастает, но развить его без достаточной обеспеченностью энергоносителями невозможно.

С другой стороны, Газпром утверждает, что в Мурманской области нет газа, поэтому в область его необходимо тянуть, а такой магистральный газопровод (МГП) протяженностью 1300 км обойдется дорого.

Какой газопровод? Он золотой будет! - дерзко заявлял С. Куприянов в мае 2014 г.

И он прав, при средней мировой стоимости строительства МГП 1,5 млн долл США/км Газпром строит газопроводы по цене в несколько раз превышающие этот уровень.

Именно А. Новаку поручено найти компромисс.

Мурманский транспортный узел - это крупнейший инфраструктурный проект в масштабах всей РФ и один из пилотных проектов Арктической зоны.

Стоимость - 132,3 млрд рублей, из которых 56,6 млрд рублей - средства федерального бюджета и 75,7 млрд рублей - внебюджетные источники.

На базе российского самого северного морского порта, на обоих берегах Кольского залива власти хотят создать мощный круглогодичный глубоководный порт, включающий :

- нефтяные терминалы для перевалки нефтяных грузов,

- угольный терминал,

- контейнерный терминал

- новые подъездные пути к порту ,

- новая железная дорога.

Мурманский порт должен принимать крупнотоннажные транспортные суда дедвейтом до 300 тыс т и будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север - Юг».

Годовой грузооборот порта Мурманск должен достигнуть к 2020 г более 80 млн т.

Ранее В. Путин поручил переориентировать грузы, перевалка которых происходит в портах стран Прибалтики (порядка 20 млн т/год) и Украины ( порядка 40 млн т/год).

Министр транспорта М. Соколов отметил дефицит бюджетных ресурсов в рамках бюджетных ограничений на строительство подходной железной дороги протяжённостью 46 км, хотя строительство началось в 2014 г и уже пройдена 1/3 этого пути.

Денег попросту нет.

Предлагается использовать принцип платежей за доступность, когда частный инвестор привлекает средства в строительство объектов федеральной собственности, но получает от государства гарантированные возмещения своих вложений. Дефицит вложений в портовую инфраструктуру - около 25 млрд руб, менее 25 млрд руб - дефицит средств по строительству железнодорожных подходов. Бенефициаром проекта назначена Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Соглашение по принципу take or pay с угольной компанией-трейдером Mercuria может быть подписано уже в рамках Петербургского экономического форума - 2017.

Проект реализуется, но потребность в энергоресурсах возрастает.

Для этого нужно обеспечить Мурманскую область газом, но вопрос оказался непростой.

Мурманская область - единственный регион РФ, где в качестве энергоносителя используется, в основном, топочный мазут.

В 2011 г даже В. Путин будучи в ранге председателя Правительства РФ отмечал важность развития добычи газа для газификации регионов Северо-Запада, в тч и Мурманской области.

Тогда же, в 2011 г Газпром скоренько утвердил «Генеральную схему газоснабжения и газификации Мурманской области», разработанную «Газпром промгазом».

Тогда предполагалось обеспечить газификацию региона за счет почившего ныне Штокмановского месторождения.

Газпром потерял интерес к Мурманской области после прекращения работ на Штокмане, а исследования, проведенные тогда в области, показали, что стремительного роста энергопотребления не ожидается.

И проблему газификации области положили на полку.

Сейчас появился довольно энергоемкий проект, и в правительстве заговорили необходимости закрытия возможного прироста энергопотребления преимущественно сетевыми газовыми поставками от МГП.

Кроме Газпрома, есть еще Роснефть, у которой есть нефтегазовые интересы в Мурманской области.

Ранее вице-президент В. Русакова на заседании совместной рабочей группы Правительства Мурманской области и представителей Роснефти анонсировала возможные варианты поставок газа:

- импорт и морская доставка сжиженного природного газа (СПГ) из Норвегии, а также с проектов Ямал СПГ, Печора СПГ, завод СПГ «Газпром газэнергосети» в Выборгском районе Ленинградской области;

- железнодорожная транспортировка сжиженного углеводородного (СУГ) и СПГ от ближайших поставщиков в Ленинградской области;

- проект добычи, подготовки и транспортировки газа Мурманского газового месторождения на шельфе Баренцева моря.

Однако до сих пор угольно - мазутный вариант остается предпочтительней, даже в условиях роста энергопотребления.

Стоимость завоза угля и мазута по ж/д составляет до 8 млрд руб/год, а для ж/д завоза замещающего объема СУГ - до 21,5 млрд руб/год.

Стоимость строительства МГП в область по расценками Газпрома может составить более 5 млрд долл США, судя по цене МГП Сила Сибири 1.

Поэтому решения до сих пор нет, хотя Роснефть, Газпром, Минэнерго и Правительство Мурманской области мучительно пытаются определить параметры перспективной модели транспортировки газового топлива в регион.

Ранее прогнозный уровень потребления газа в Мурманской области составлял 7,8 млрд м3/год.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram