USD 90.3412

-0.82

EUR 98.2017

-0.73

Brent 82.91

+0.02

Природный газ 1.922

-0.01

...

Итоги Конференции «Древесно-полимерные композиты 2012»

Участники рынка по-разному относятся к необходимости консолидации. Недоверие друг к другу является проблемой роста рынка.

Итоги Конференции «Древесно-полимерные композиты 2012»

Участники рынка по-разному относятся к необходимости консолидации. Недоверие друг к другу является проблемой роста рынка.

В пятницу 21 сентября 2012 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва» прошла конференция «Древесно-полимерные композиты 2012». Спонсором конференции стала компания ICMA San Giorgio, партнером выступила компания Velox (официальный дистрибьютор Struktol), мероприятие прошло при поддержке «Национального бюро экологических стандартов и рейтингов» и Совета по экологическому строительству. ДПК является инновационным продуктом, а сам рынок в России только формируется и демонстрирует уверенный рост. Однако строительная отрасль пока холодно встречает новый материал, чему в большой степени способствует отсутствие современной нормативной базы. Отстаивание интересов игроков возможно лишь при их консолидации. Об этом в приветственном слове рассказала генеральный директор Inventra Анна Даутова.

Объем рынка с января этого года составил около 9,4 тыс. т, - сообщила руководитель проекта Drevoplastic.ru Марина Белинская. В России не менее 30 компаний производят ДПК, из которых три не поставляют продукт на рынок, а используют для собственных нужд. В этом году появилось восемь новых компаний, а еще три планируют свой запуск к следующему сезону. Ушли с рынка порядка десяти компаний, «Камские поляны» так и не смогли запустить производство, а «Каустик» в Стерлитамаке работает от партии к партии без постоянства.

Отечественный рынок ДПК – это рынок декинга. В ассортименте отечественных компаний он занимает более 80%. Также композит используется в производстве стеновых панелей, подоконников, дверей, заборов и отделочных материалов. В матрице материала в основном используется полиэтилен (53,5%). На втором месте – ПВХ (21,4%), на третьем – полипропилен (17,9%). В производстве декинга ПЭ используют две трети компаний. Причины выбора полиолефинов заключаются в том, что ДПК на их основе оказывается дешевле за счет меньшей доли полимера и может быть вторично переработан. В качестве наполнителя для ДПК используется древесная мука, которая является дешевым продуктом, и порой транспортировка оказывается дороже самой муки. Тем не менее, две трети компаний используют покупной продукт. Госпожа Белинская ожидает, что в будущем доля использования древесной муки собственного производства будет увеличиваться. Большая часть отечественного ДПК выпускается на китайском оборудовании (60%). Оставшаяся доля – оборудование из Европы: Германии, Италии и Австрии. Пока компании предпочитают использовать двухстадийную экструзию (45%). Прямая экструзия обладает существенными преимуществами, однако такое оборудование оказывается дороже, поэтому доля использования технологии составляет 29%.

Более подробно о технологиях производства ДПК рассказал директор по экспортным продажам компании ICMA San Giorgio Сильвано Заттра, который поделился опытом компании на российском рынке. Компания является изобретателем ДПК – в 1974 году вместе с концерном FIAT специалисты реализовали идею смешать полимер с деревом. В России первая производственная линия ICMA San Giorgio по выпуску ДПК-листов WOOD-STOCK была поставлена 18 лет назад в Нижегородской области для нужд «ГАЗа».

По мнению господина Заттра, наиболее предпочтительным оборудованием для производства ДПК является двухшнековый экструдер сонаправленного вращения, который использует технологию прямой экструзии, поскольку такой вариант дает самое большое преимущество в стоимости производства. Также оборудование позволяет использовать в производстве древесную муку с большей влажностью (до 5% и более), при этом физико-механические и внешние показатели не понижаются. Не менее важным преимуществом является меньший износ оборудования, потому что древесная мука вводится в середине процесса в расплавленный полимер. Также докладчик рассказал о новой технологии компании, которая позволяет снизить цену за счет использования в качестве наполнителя для ДПК полимерных отходов, за которые не нужно платить. Однако перспективы данной технологии в России пока туманны, так как в стране мусор выкидывается в общую корзину: металл, полимеры и древесные отходы не разделяются.

Господин Заттра согласился, что в России основным полимером в выпуске ДПК является ПЭНД. Изготавливаемый профиль имеет полую структуру. Перспективный рынок сбыта докладчик видит в замене деревянных заборов, которые присутствуют в России повсеместно. Отдельно докладчик отметил, что пока в России практически отсутствует производство добавок – необходимых составляющих композита. В результате их приходится импортировать.

Компания Struktol является производителем добавок для производства пластиков. Директор по международным продажам технических пластиков Хуан Браво представил аддитивы, которые используются для производства ДПК. Одним из необходимых составляющих является связующий агент (совместитель). Компания провела исследование, которое показало, что даже использование 0,5% связующего агента производства Struktol значительно увеличивает модули эластичности и разрыва по сравнению с традиционной добавкой такого типа - малеиновым ангидридом. Задача компании – обеспечить высокие показатели не только при выпуске ДПК, но и гарантировать его сохранность во время эксплуатации. Поэтому компания провела трехкратный цикл замораживания и оттаивания, который показал лишь незначительное ухудшение показателей. Докладчик отметил, что данная добавка разработана для двухстадийного производства, и при прямой экструзии могут возникнуть проблемы. Компания также выпускает добавки для маскировки запаха ДПК, лубриканты. Еще один продукт Struktol – соэкструдированная пленка, которая позволяет решить проблемы выцветания, поглощения воды, царапанья и огнестойкости. Производитель может существенно сэкономить, добавив дорогостоящие добавки лишь в тонкий слой пленки, который составляет 0,7 мм. При этом докладчик отметил, что в данном случае коэкструзия является предпочтительней ламината, так как готовое изделие получается за один проход, что позволяет сэкономить на стоимости его производства.

Коммерческий директор компании «Новые полимерные технологии» Владимир Орлов также отметил важность связующего агента. Без него полярные частицы древесного наполнителя и неполярные молекулы полимера не могут полноценно взаимодействовать между собой, что приводит к невозможности получения изделий с хорошими прочностными показателями. Наиболее распространенным способом решения этой проблемы является химический – применение добавки. Как правило, отечественный производители используют совместители зарубежных компаний DuPont, Arkema, Chemtura, BYK Kometra и Polyram. «Новые полимерные технологии» - первая отечественная компания, которая производит такие совместители. Директор компании «Горизонт» Марина Ермакова рассказала о другом компоненте ДПК – древесной муке. Мощность производства предприятия составляет 300 т. Древесина во время производства не подвергается химической обработке. Докладчик отметила, что для выпуска качественных изделий из ДПК рекомендуется использовать древесную муку мелких фракций (180 микрон) и влажностью не более 4%. Предприятие не может договориться с крупными производителями ДПК, однако успешно привлекает новых.

Консультант Poyry Management Consulting Алексей Бесчастнов привел сравнительный анализ ДПК и других древесных материалов. Позиции ДПК в этой группе материалов по цене и долговечности оказываются близкими к средним по группе, при том, что разброс характеристик внутри группы довольно значительный и по цене, и по долговечности. Также докладчик сообщил, что рыночные позиции ДПК и в европейских странах, и в России особенно сильны в сегменте декинга, хотя и здесь доля ДПК не превышает 1-8% как по физическому объему, так и по цене. Объем рынка декинга Западной Европы в 2011 году составил почти 2.2 млн кубических метров (для материалов на древесной основе) и превзошел объем рынка Восточной Европы почти в шесть раз. Объем российского рынка материалов на древесной основе для внешних работ составил в 2011 году около 850 тысяч кубометров, а доля декинга - около 165 тысяч кубометров. На долю ДПК в общем объеме декинга в России пришлось около 3% в абсолютных единицах и около 6% в денежном выражении.

Генеральный директор ИЦ «Современные строительные конструкции» Николай Гаврилов-Кремичев сообщил, что в мировой практике сферами применения ДПК являются строительство, мебельная промышленность, автомобилестроение, приборостроение, изготовление бытовой техники, производство тары и упаковки, а также ряд других отраслей. Крупнейшим производителем ДПК является США (до 1000 тыс. тонн по итогам 2011 г.), на втором месте быстро растущий Китай (400 тыс. тонн). Суммарное производство в европейских странах в 2011 г. составило около 200 тыс. тонн. Около 70% мирового потребления ДПК по итогам 2011 г. пришлось на строительную отрасль. Из этого объема наибольшую долю (70-80%) составил декинг. Кроме этого, из ДПК производят отделочные панели и листы для стен и потолков, фасадные панели, сайдинг, шумоизоляционные панели, подоконники, дверные рамы, полотна и обрамления, оконные рамы, балконные ограждения, перила, поручни, кровельные элементы и др.

Перспективы российского рынка ДПК оцениваются как высокие, но по своим объемам он значительно уступает рынкам ведущих стран. Развитие рынка ДПК во многом будет определяться темпами развития строительства. Правительство ставит задачу обеспечения к 2020 году ввода жилья не менее 140 млн. квадратных метров. Но, по мнению докладчика, эти цифры не реалистичны. Докладчик отметил, что основным сектором применения изделий из ДПК в ближайшее время будет оставаться сектор малоэтажного домостроения.

Научный руководитель НИЦ «ДПК» Галина Пресман отметила, что отсутствие отраслевого стандарта на продукцию из ДПК является препятствием в развитии рынка. Все существующие классификации относят этот материал либо к высоконаполненным полимерам, либо к древесным композиционным материалам. Единого определения материала нет. Для продвижения продукции отечественных производителей на рынке с проверенным качеством необходимо введение четкого определения ДПК в Общероссийском классификаторе продукции и в КП ВЭП ТС, а также разработка единых методов испытаний продукции из ДПК. Научно-исследовательский центр ведет активную работу, создав классификатор производителей ДПК. Доцент кафедры древесных плит и пластиков МГУ леса Юрий Семочкин представил новую систему оценки качества продукции из ДПК. Уровень качества продукции по новой системе оценивается с учетом коэффициента весомости показателя относительно стандартного значения, тем самым оценка качества материала становится более объективной. Однако не все участники согласились с предложенными коэффициентами. Марина Белинская не согласна с тем, что устойчивость окраски по серой шкале обладает более высоким коэффициентом весомости по сравнению с пределом прочности, так как последний показатель напрямую влияет на безопасность изделия во время его эксплуатации.

В отсутствие отраслевого стандарта предложено в рамках «Объединения производителей ДПК» утвердить «Руководство по качеству продукции из ДПК» с четко прописанными требованиями по каждому показателю и методами их оценки. На всеобщее обсуждение предложена первая редакция этого «Руководства» с процедурой присвоения «Знака качества» продукции производителей, которые достигли или превышают пороговые значения качественных показателей. На сегодняшний день в объединение входит две отечественных и три зарубежных компании, но докладчик надеется, что объединение будет расширяться в дальнейшем. Основная цель объединения – консолидация игроков для защиты их интересов, совершенствования нормативной базы и выявления пробелов в законодательстве, которые мешают бизнесу развиваться.

Генеральный директор компании «Террадек» Дмитрий Шуганов сообщил, что в «Объединение производителей ДПК» может вступить любой заинтересованный игрок рынка, в том числе и иностранные производители. Цель данной ассоциации: упорядочить правила игры на российском рынке. Главный технолог компании «Дисина» Анна Мальцева сообщила, что компания вступила в ассоциацию производителей ДПК. Во время запуска производства компания часто обращалась за консультацией и помощью в НИЦ «ДПК» для решения вопросов по контролю качества произведенной продукции на соответствие основным требованиям, предъявляемым к изделиям из ДПК, и возможности тестирования продукции компании в лаборатории центра. «Многие производители ДПК не обладают собственными лабораториями, в России пока нет нормативной документации для изделий из ДПК. Центр готов и способен оказывать консультационные услуги по технологии в области производства и по контролю качества продукции из этого композита», - сообщила госпожа Мальцева. О намерении вступить в объединение заявил коммерческий директор компании «Мультипласт» Марат Арсланов. Компания не хочет прислушиваться к некоторым игрокам рынка, которые говорят о неполной независимости НИЦ «ДПК», а предпочитает войти в ассоциацию и понять, насколько действенна эта мера. По мнению господина Арсланова, удобней получить сертификат не в одном лице, а в рамках ассоциации, так как это позволит снизить затраты.

Однако некоторые игроки пока не планируют вступать в ассоциацию. Генеральный директор компании «ДПК Инжиниринг» Антон Гусев отметил, что вступление в ассоциацию в настоящее время считает для своей организации преждевременным и в планах компании на текущий год данный вопрос не рассматривается. Основным приоритетом для «ДПК Инжиниринг» на среднесрочную перспективу является активная интервенция на рынки ДПК и правильное позиционирование на них продуктов, реализуемых под брендом компании, информационная и консультационная поддержка партнеров, а также расширение ассортимента выпускаемой продукции и разработка новых направлений применения композита в России. Генеральный директор компании «Вествуд-Полимер» Николай Буфетов сообщил, что компания выпускает 60 тыс. квадратных метров декинга. Компания вступит в ассоциацию, если сможет увеличить объем производства декинга «Террапол» вдвое и будет испытывать трудности с реализацией продукции.

Генеральный директор компании «Амипа Консалтинг» Алексей Аврамчик выразил мнение, что необходимо создать такие условия рынка, когда все производители будут вынуждены выпускать качественный продукт. Покупатель это поймет, что приведет к росту потребления изделий из ДПК. Николай Гаврилов-Кремичев уточнил, что в соответствии с законом «О техническом регулировании» и документами ВТО стандарт, в отличие от технического регламента, является документом для добровольного применения. Но любая компания, заявившая о производстве продукции в соответствии со стандартом, принимает, тем самым, обязательства этот стандарт исполнять и отвечать за его неисполнение. Любая организация или ассоциация имеют право разработать стандарт организации. Затем его можно согласовать с «Национальным объединением строителей». Это приведет к взаимному признанию данного стандарта и производителями, и строителями. Далее, с целью перевода стандарта в статус национального, его следует представить в федеральное агентство по стандартизации. Национальный (международный) стандарт – это документ, исполнение которого является подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов России и Таможенного Союза. То есть, де-факто, такой стандарт станет обязательным для производителей, что поможет отсечь некачественную и небезопасную продукцию.

Экологичность ДПК привлекает внимание к нему со стороны «зеленых» организаций. Генеральный директор Совета по экологическому строительству Гай Имз рассказал о применении композитов в эко-строительстве. Экологическое строительство подразумевает комплексный подход к снижению нагрузки на природу. По всему миру по новому стандарту уже построены тысячи домов. Совет пытается быть лидером в данной области в России, ведет работу с правительственным структурами по созданию нормативной базы, занимается вопросами олимпийского строительства в Сочи. Композиты, в том числе и ДПК, играют важную роль в экологическом строительстве, и существует несколько рейтинговых систем. Более того, производитель может оценить свой материал при помощи online-системы. Исполнительный директор Национального бюро экологических стандартов и рейтингов (НБЭСР) Евгений Ульянов представил системы добровольной экологической сертификации. Сертификация по стандарту EcoMaterial стартовала в 2010 году. Сертификат EcoMaterial имеет четыре уровня: Basic, Green, Absolute и Natural. Каждый материал оценивается по трем блокам критериев: влияние на здоровье человека, влияние на окружающую среду, экологическая ответственность производителя. На сегодня сертифицировано более 180 материалов. Другой проект НБЭСР, EcoVillage, стартовал в 2006 году и подразумевает экологическую сертификацию коттеджных поселков. Более пятидесяти поселков в России и СНГ уже получили сертификаты EcoVillage.

Генеральный директор Inventra Анна Даутова считает недоверие производителей друг к другу проявлением особенностей закостенелого российского менталитета. Если им нужен независимый центр, они могут объединиться вокруг «зеленых» организаций, которые уже получили признание в строительных секторах. Но и в этом случае не выгодно вступать поодиночке. Пока позиция игроков приводит к тому, что большинство вынуждено вести производство от партии к партии. «Мы, как консультанты, которые видели развитие множества полимерных секторов, ожидаем появление лидера, который поведет рынок вперед, тем более, что потенциал у рынка ДПК действительно огромен», - резюмирует госпожа Даутова.




Автор: Creon Energy


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram