USD ЦБ — 57,42 −0,10
EUR ЦБ — 61,86 −0,23
Brent — 50,97 +0,91%
воскресенье 26 марта 12:06

Аналитика // Интервью

Первые на Балканах

05 декабря 2016 г., 18:42Neftegaz.RU1099

Интервью заместителя директора Блока «Сбыт» NIS по рознице П. Кандалинцева, прошедшее 28 ноября 2016 г.

- Павел, какова была сбытовая сеть NIS к моменту ее приобретения компанией Газпром нефть?

- В 2009 г нам досталась сеть из 472 весьма разношерстных станций, работавших под брендами Jugopetrol, JP, NIS Petrol и их различными модификациями. Станции разноформатные - от киоска до трассового формата, в большинстве своем небольшие и довольно старые. Преимуществом сети было хорошее покрытие территории, заметная доля NIS на рынке - около 34% в объеме розничных продаж и отношение к этому бренду со стороны потребителей, как к чему-то своему, родному. Однако проблем хватало. На этих АЗС использовались разные системы учета, поначалу трудно было вообще получить статистику об объемах реализуемого топлива. Было явно избыточное количество персонала на АЗС. Из-за неформатности сети сильно страдало нетопливное предложение. Сеть нужно было оптимизировать.

- Какое количество станций у вас сейчас?

- Сейчас у нас в Сербии 324 АЗС. Из всего разнообразия брендов мы оставили только один - NIS Petrol, спозиционировав его в массовом сегменте. Маркетологи основательно поработали над бренд-стандартами АЗС, отразив в идее бренда NIS Petrol его сербское происхождение. В 2011 г было принято решение о выводе на рынок в премиальном сегменте нового бренда АЗС - Gazprom. Под ним сейчас работают 16 заправок. Это премиальные станции, их по определению не может быть много. Расположены они в основном на автомагистралях и на крупных трассовых узлах.

Разумеется, развиваем сеть и за рубежом, где экономически целесообразнее захватывать премиум-сегмент. Бренд Gazprom хорошо известен в Европе, поэтому именно он и был выбран для брендирования АЗС. В Румынии 18 станций (все Gazprom), в Болгарии - 35 (также все Gazprom). В Боснии и Герцеговине тоже 35 АЗС, но под брендом Gazprom работают 27, остальные - NIS Petrol (в Республике Сербской).

- У вас до сих пор реализуется программа реконструкции?

- Да. Основная масса станций построена в промежутке между 1959 и 1980 гг. Как видите, сеть в целом достаточно старая и реконструкция для нас - жизненно необходимый процесс. Конкуренты очень активные, у них только за первые 8 месяцев 2016 г на рынке Сербии появилось 8 новых заправок и 21 станция была реконструирована. Это для нас серьезный вызов. Поэтому и планы по реконструкции основательные. Например, в 2015 г было реконструировано 12 АЗС, из них 4 - в бренде Gazprom, в этом году будет реконструировано 6 и построена 1 заправка.

Обновление сети - это всегда позитивное восприятие бренда, новые клиенты, рост продаж топлива. К тому же после реконструкции появляются возможности по расширению ассортимента магазина/кафе, по предложению расширенного спектра дополнительных услуг, что очень нравится клиентам.

И наши усилия уже дают свои плоды. Например, до недавнего времени по показателю удельной прокачки на рынке Сербии не было равных сети OMV, а сейчас по удельной прокачке сеть Gazprom опережает ее в 1,5 раза. NIS Petrol по этому же показателю лидер в массовом и экономсегментах.

Лучше 100, чем 95

- Пришлось работать над качеством топлива?

- Да, конечно. В 2009 г, на момент покупки NIS Газпром нефтью, на рынке Сербии наряду с обычным бензином продавался низкокачественный свинцовый бензин. Бессвинцовый бензин даже специально обозначали на АЗС маркировкой BMB, чтобы подчеркнуть его отличие в качестве. Продавался также на рынке низкокачественный дизель с высоким содержанием серы D2. Примерно в тех же количествах, что и обычный дизель.

Нужно понимать, что Сербия после известных событий оказалась в изоляции. К примеру, сюда было запрещено поставлять высококачественное дизельное топливо. Новое оборудование для нефтепереработки также нельзя было завозить, а изготовить его своими силами Сербия не могла. Поэтому и сложилась такая ситуация на рынке: произвести высококачественное топливо на местных заводах было невозможно, а завозить его не позволяли существующие запреты.

Однако Газпром нефть заходила на рынок Сербии с полным осознанием, что скоро ограничения снимут и нам придется конкурировать с продуктами высококлассных нефтеперерабатывающих заводов Европы. К 2012 г Газпром нефть провела модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей NIS в городе Панчево. На это потребовалось порядка 547 млн евро. Это был крупнейший инвестиционный проект в современной истории сербской экономики. Благодаря проведенным работам мощность нефтеперерабатывающего завода увеличилась примерно на 979 тыс. т в год, а глубина переработки выросла до 84%. Предприятие смогло наладить выпуск бензина и дизельного топлива качества Евро-5.

Следующим шагом стало внедрение брендированного дизеля UltraD на АЗС NIS Petrol. Проект оказался очень успешным, сейчас UltraD занимает до 35% от общего объема продаж дизтоплива физическим лицам. А в 2015 г впервые на балканском рынке на станциях Gazprom появился бензин под брендом G-Drive c октановым числом 100. Такое топливо было до этого только у одного продавца - австрийской сети OMV. Это был эксклюзив, а сегодня мы значительно потеснили их позиции.

- Сколько сейчас продаете сотого бензина?

- Около 35-40% от всего бензина на заправках Gazprom.

- Чудовищно много, по российским меркам! АИ-95 менее популярен?

- Тут нужно учитывать, что на заправки Gazprom приезжают преимущественно премиальные клиенты. Им интереснее купить наиболее качественное, премиальное топливо.

От Бухареста до Сараево

- А в целом какова специфика рынка Балкан?

- Невысокая платежеспособность населения, высокая безработица, в среднем выше 20%, зарплаты ниже, чем в России. Высокая доля дизельного автопарка: российский потребитель выбирает бензин, а в Сербии (как и в целом в Европе) - дизельное топливо. На местном розничном рынке доля ДТ превышает 60%, бензина - 25%, остальное приходится на сжиженные углеводородные газы (СУГ, пропан-бутан). Соответственно, в Сербии мы больше внимания уделяем дизельному топливу. Поэтому очень рады тому факту, что летом этого года успешно запустили в продажу на АЗС Gazprom брендированный дизель G-Drive Diesel.

Кроме того, здесь велико влияние сельскохозяйственных потребителей. У нас в розницу заправляется большое количество фермеров. В связи с этим мы ежегодно наблюдаем 2 мощных всплеска в продажах - весной и осенью. Фермерам мы предлагаем, помимо обычного дизеля, также специальное дизтопливо с повышенным содержанием серы (0,1%) и с улучшенными смазывающими свойствами. Это топливо подходит для их старых комбайнов. Есть даже специальная программа лояльности для сельхозпотребителей. Из приблизительно 300 тыс. т дизельного топлива, которое мы реализуем в этом году, около 88 тыс. т придется на этот сегмент.

Еще одной особенностью региона является почти полное отсутствие железнодорожных пассажирских перевозок. Поэтому, если куда-то нужно попасть, то либо самолетом, либо автотранспортом. А расположена Сербия как раз на пути транзитных потоков из Европы в Турцию, Грецию, Черногорию. И 2 раза в год, летом и под Рождество, через Сербию идет автомобильный поток транзитников, которому мы очень рады.

- Насколько хорошо на балканском рынке воспринимается премиальное топливо, премиальные заправки?

- В целом хорошо, люди любят удобство, качество, а на премиальных АЗС всегда можно отдохнуть, попить вкусный кофе, посидеть в интернете. Что касается премиальных топлив, то в целом к ним отношение тоже положительное. Для кого-то это дополнительная гарантия качества, кому-то нужны от топлива дополнительные свойства (очистка, защита двигателя или повышение мощности и драйв). Всё, конечно, хорошо в меру, а то, например, в Румынии я не знаю уже ни одного заметного оператора, у которого бы не было своего брендированного топлива.

Отдельная история - Босния и Герцеговина. Значительная часть местного населения уезжает на заработки за границу. Соответственно, спрос на премиальное топливо имеет специфический сезонный характер: когда люди возвращаются с заработков, 3 летних месяца и Новый год - спрос максимальный.

Премиальный D

Я смотрю в окно на фирменную стелу, хорошо знакомую российским автомобилистам. На ней по-вечернему ярко сияют 5 ценовых позиций. Три позиции ординарные: AG - автогаз за 73,9 динара, evro D - обычный дизель по 142,4 динара, evro 95 - АИ-95 за 135,2 динара. 2 позиции премиальные: G-Drive D - брендированный дизель 147,4 динара и G-Drive 100 - «сотый» бензин по 145,2 динара. Цены в 2-2,5 раза выше, чем в Москве. Дорого, по-европейски. Интересуюсь:

- Почему между обычным и премиальным дизелем разница всего 3 динара?

- Надо учитывать, что брендированный дизель мы продаем с июля текущего года. Это новый товар, потребитель должен к нему привыкнуть. В самом начале продаж цена на обычный и премиальный дизель была одинаковой. На заправках Gazprom начался настоящий бум. Выстраивались очереди.

Топливо действительно очень хорошее. Понимаю, что из уст представителя компании эти слова трудно воспринимать объективно. Но это правда.

- Чем премиальный дизель отличается от обычного?

- Заметно возрастает мощность двигателя (по результатам тестирования - до 7,8%), улучшается качество его работы (запускается легче, меньше вибрации, шума). Очищается топливная система. Есть и еще один эффект, который мы не закладывали и не упоминали в рекламной кампании, - экономия топлива. Люди в Сербии привыкли экономить: видите, сколько стоит здесь топливо? Любую возможность потратить меньше замечают и рассказывают окружающим. И вдруг автомобилист обнаруживает, что премиального топлива хватает на дольше, чем обычного. Сарафанное радио работает.

- Насколько изменения на рынке нефти сказались на цене топлива?

- Напрямую. Мы мониторим цены на мировых биржах каждый день. Они зашиты в цене топлива. А динамика цен на розничном рынке очень живая. Динар достаточно стабилен, он привязан к курсу евро.

Вид признания

- Что касается СУГ, как развивается этот сегмент?

- Приблизительно 8% (или около 40 тыс. т) от продаваемого нами объема - это автогаз. Спрос на рынке газа неуклонно снижается - например, в этом году на рынке Сербии будет продано на 5 % меньше автогаза, чем в 2015-м. Основная причина - рост цен на этот продукт из-за увеличения акцизов и роста котировок на биржах. Основные наши продажи газа - это заправки в автомобили, но мы также предлагаем на АЗС газ в баллонах для бытового использования. Еще на двух заправках мы реализуем компримированный природный газ (КПГ).

- Пропан-бутан реализуется на газовых заправках или на многотопливных?

- На многотопливных. На 130 АЗС есть газовые модули.

- А кто основные потребители КПГ?

- В основном пока таксисты, работающие на легковых автомобилях. Одна метановая станция у нас расположена в г. Нови-Сад, а вторая - в г. Чачак. В планах сделать еще одну заправку - в Белграде. Дальнейшие планы развития зависят также и от желания государства продвигать эту тему.

- Как покупатели воспринимают сопутствующие товары?

- Как неотъемлемую часть качественного предложения на АЗС, положительно. Нетопливное предложение на наших стациях очень быстро прогрессирует. В этом году, например, мы внедрили концепцию Drive Cafe, очень хорошо известную российским клиентам сети АЗС «Газпромнефть». Запустили этим летом продажи энергетика под брендом G-Drive, причем сделали это так успешно, что сразу попали с этим продуктом в мониторинговую панель Nielsen с долей на общем рынке энергетиков (не только на АЗС) 2,4%. Этой осенью наших клиентов ожидают на заправках еще приятные сюрпризы: новая стеклоомывающая жидкость G-Drive и новые сэндвичи Drive Cafe.

- Нет ли у вас заправок-подражателей, не подделывают ли бренд?

- Не часто, но подделывают. Но - за пределами Сербии и в основном на транзитных дорогах. К примеру, в Македонии и Греции. Мы за этим следим и быстро пресекаем. А в Сербии недавно попытались имитировать на стеле наше топливо UltraD. Нам это отчасти лестно. Подделка - вид признания рынком.

Беседу вел Александр Фролов


Neftegaz.RU context