USD 89.6678

+0.38

EUR 97.1149

+0.33

Brent 80.69

+0.22

Природный газ 2.135

+0.01

...

«РУ-Энерджи Групп» приобретает дополнительную технику

Необходимость в расширении парка оборудования продиктована возросшими объемами работ и расширением портфеля заказчиков.

«РУ-Энерджи Групп» приобретает дополнительную технику

Необходимость в расширении парка оборудования продиктована возросшими объемами работ и расширением портфеля заказчиков.

На этой неделе на базу Холдинга, расположенную в Ханты-Мансийске, поступил очередной двухнасосный цементировочный агрегат.

- Приобретение дополнительного агрегата поможет нам своевременно выполнить достаточно большие объемы работ, которые мы получили в этом году у компании «Газпромнефть-Хантос», - поясняет Управляющий «СТК» Сергей Гайворонский. - Благодаря получению этого агрегата мы уверенно смотрим вперед, и надеемся, что взятое перед заказчиком обязательство выполним в полном объёме.

Сотрудничество Холдинга с компанией «Газпромнефть-Хантос» подразумевает предоставление услуг по цементированию скважин на Южно-Киняминском месторождении. Данное месторождение - достаточно молодой объект, который начал разрабатываться только в 2013 году. Он открывает «РУ-Энерджи Групп» дополнительные горизонты и является одним из самых важных стратегических направлений.

К слову, в 2014 году объемы работ на Южно-Киняминском месторождении увеличиваются более, чем в два раза, и все они, по результатам торгов, отданы «РУ-Энерджи Групп».

- Кроме этого, возросли объемы работ на Южно-Приобском месторождении, что требует привлечения дополнительных мощностей, - добавляет Управляющий «СТК» Сергей Гайворонский. - И получение еще одного цементировочного агрегата облегчает нам выполнение данной задачи.

Нефтесервисная эквилибристика

В 2009 году цены на нефть упали до 40 долларов за баррель. Вполне логично, что нефтесервис, наряду со всей нефтедобывающей отраслью, переживали некий упадок. Но прошло несколько лет и цены снова поднялись до уровня 120 долларов за баррель. Казалось бы, нефтесервис должен был получить определенный импульс для развития, однако этого не произошло.

У нефтедобывающих компаний, а именно они выступают заказчиками нефтесервисных услуг, свой подход. С одной стороны они требуют от сервисников повышенного качества цементирования скважин, с другой - постоянно занижают цены, объясняя это высокими налогами на извлечение углеводородов и постоянно растущую себестоимость нефти, обусловленную разработкой трудноизвлекаемых запасов и использований современных дорогих технологий. Естественно, нефтесервисникам, играя по правилам тендеров, чтобы взять необходимые объемы работ, иной раз приходится уходить «в ноль», то есть работать без прибыли. В то же время цены и на энергоносители, и на расходные материалы растут. В таких условия говорить о каком-то развитии и инвестициях в науку и новые технологии практически не приходится: сегодня средний коэффициент рентабельности компаний, занимающихся цементированием скважин - 10-15%, и то его не всегда возможно выполнить… Но рынок есть рынок: покупатель хочет купить подешевле и покачественнее, а продавец - продать подороже. Поэтому российский нефтесервис вынужден лавировать между рентабельностью, качеством услуг и ценой, которая устроит заказчика.

Баталии «северной флотилии»

Сейчас в России работают около 200 нефтесервисных компаний. Если говорить об одной из самых активных частей рынка - Западной Сибири, то, по большому счету, нефтесервисными услугами занимаются тринадцать компаний. Основными игроками рынка являются: «Халлибертон», «Петроальянс», «Трайкан» (все три компании - с иностранными активами). Без иностранных активов работают «ЦЦС» («Центр Цементирования скважин», дочернее общество «Газпрома»), «ССК», «СКС Спеццемент» (базируется в Нижневартовске, преимущественно в ЯНАО их работы выполняет субподряд в лице «МТУ» - Мегионское тампонажное управление), «ПНГ» (Поиск Нефти и Газа), «РУ-Энерджи Групп» и «Агрос СУМР». При этом иностранные компании, по большей части, предпочитают осваивать этот рынок посредством дочерних предприятий: например, для «Шлюмберже» рынок традиционных нефтесервисных вроде цементирования скважины и тампонажа не выгоден, так как компания специализируется на высокотехнологичных услугах. Основную долю по предоставлению объемов работ занимают крупные нефтегазодобывающие компании: «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Новатэк», «Газпром» и «Русснефть».

Что характерно - рынок не поделен по территориальному принципу, как уверяет большинство участников рынка, - постоянно идет борьба за его передел. И пока нефтесервесники будут оперировать ограниченным количеством флотов, это вряд ли закончится.

- Обычно это происходит так, - рассказывает Сергей Гайворонский, Управляющий ООО «Сервисная Транспортная Компания» (ОАО «РУ-Энерджи Групп»). - К примеру, наша компания работает в одном регионе и решает выйти в другой регион, поскольку расширение рынка зачастую подразумевает увеличение объемов. Мы приходим в соседний регион и вытесняем с рынка какую-то компанию, но у нее, соответственно, освобождаются флота, и компания идет на нашу территорию, где понемногу начинает вытеснять нас.

Доли рынка (основная часть заказов по цементированию скважин) нефтесервисных услуг Западной Сибири распределены следующим образом (без учета нефтесервисных предприятий, входящий в состав нефтегазодобывающих компаний):

Компания

Итого работающих флотов

В т.ч. по регионам

ЯНАО

ХМАО

Томская область

ВСЕГО, в т.ч.:

89

29

55

5

Халлибертон

9

2

7

Интегра

10

3

7

СКС Спеццемент

4

1

3

МТУ

14

3

11

ССК

14

1

8

5

ТрайКан

7

4

3

Петроальянс

6

6

ПНГ (Поиск Нефти и Газа)

2

2

Агрос СУМР

3

3

Кортекс Сервис

3

3

СТК (РУ-Энерджи Групп)

17

13

4

Однако, если в ЯНАО, по ряду объективных причин (климатическими условиями, труднодоступные месторождения и т.д.) рынок услуг по цементированию скважин заполнен относительно неплотно (кроме юга ЯНАО), то в ХМАО рынок перенасыщен крупными и мелкими тампонажными предприятиями, которым приходится бороться за необходимые объемы работ. Наряду с этим, не смотря на перенасыщенный рынок, в ХМАО гиперактивно ведется бурение, вследствие чего спрос на цементирование скважин прямо пропорционален.

Замкнутый круг

Пока нефтяные компании не хотят оплачивать услуги по цементированию и тампонажу скважин согласно тарифам, приемлемым для подрядчиков. Со стороны нефтесервисных компаний сложно как-то воздействовать на ситуацию: если говорить о сговоре между сервисными компаниями и одновременном подъеме расценок на услуги, этим сразу же заинтересуется Федеральная Антимонопольная Служба. Остается открытая конкуренция: нефтесервисники рассчитывают себестоимость услуг и, исходя из нее, стараются выставиться на тендер за меньшую цену, чтобы получить необходимый объем работ.

Тем не менее, как считают эксперты, тенденции в этом отношении изменились. Если еще два года назад основным критерием для нефтяных компаний при выборе подрядчика, оказывающего нефтесервисные услуги, являлась низкая цена, то сейчас, к критериям добавилась оценка финансовой стабильности и качества услуг.

- Не совсем понятно, откуда большинству нефтесервисных компаний взять эту стабильность, если все производственные и бизнес-процессы взаимосвязаны, - недоумевает Сергей Гайворонский. - Чтобы показать качество, нужно закупить дорогой материал, закупить оборудование, нанять высококвалифицированный персонал. Если по вине сервисной компании происходит замедление процесса строительства скважины, то штрафные санкции могут ухудшить и без того сложную ситуацию сервисников. Поэтому, чтобы оптимизировать затраты, многие нефтесервисники вынуждены работать на старом оборудовании и нанимать менее квалифицированный персонал. Соответственно качество страдает, репутация падает, а финансовое положение дестабилизируется. Замкнутый круг.

Опыт запада пригодится на севере

На сегодняшний день себестоимость услуг по цементированию и тампонажу одинакова практически у всех компаний. Конечно, крупные компании (особенно иностранные), за счет высокой общей прибыли могут позволить себе снижать цены, чтобы выигрывать тендеры и брать объемы сразу в нескольких регионах. Однако, зачастую, эти работы не предусматривают какой-то эксклюзивности (речь идет о нефтесервисе в «традиционных» регионах добычи - ХМАО, юга ЯНАО). Другое дело - северные территории ЯНАО и Красноярского края, а уж тем более шельф Северного ледовитого океана: там требуется высокотехнологичный и современный нефтесервис. Правда и ценообразование здесь другое - сервисники сами диктуют свои условия нефтяникам, поскольку за работу на месторождениях с практически неизученной структурой, да еще в жесточайших климатических условиях возьмется далеко не каждая компания.

К слову, в настоящее время уровень качества услуг по цементированию скважин у тампонажных компаний (как российских, так и западных) находится примерно на одном уровне. Дело в том, что российские компании уже в полной мере укомплектованы персоналом из тех же западных компаний. За время существований западных нефтесервисников на российском рынке, они уже воспитали большое количество специалистов, которые, перейдя в отечественные компании, передают коллегам опыт и технологии. И сейчас эти технологии работают на российские компании. Тех проблем, которые способны решить исключительно западные компании, практически не осталось.

- Если говорить о северных территориях, то у российского нефтесервиса есть неплохие шансы, - отмечает Сергей Гайворонский. - К примеру, «Сервисная Транспортная Компания» может предложить технологии не хуже, чем «Шлюмберже» или «Халлибертон». Поэтому сейчас мы смело выходим на север Ямала.

Иностранцы уходят, цены остаются

Почти два года назад, в апреле 2012 года, в Тюмени, была создана рабочая группа, в которую, наряду с сервисниками, вошли и представители органов власти. Был сформирован ряд предложений и рекомендаций профильным ведомствам - Минэкономразвитию, Минфину, Минэнерго, нефтяным компания, Союзнефтегазоборудованию и отраслевым Ассоциациям. Все предложения были направлены на формирование цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и сервиса. Главным посылом к органам власти являлось желание законодательно установить приоритет отечественных производителей в поставках для нужд естественных монополий, внести изменения в налоговое законодательство, обеспечить защиту внутреннего рынка от тотального импорта нефтегазового оборудования. На протяжении двух лет в Москве проходил ряд встреч представителей правительства РФ и отечественого нефтесервиса. Очевидно, что власти не могут повлиять на ценообразование, потому что частник - нефтяная компания - имеет право выбирать того подрядчика, кого хочет. Другое дело - отдавать приоритет отечественному нефтесервису вместо иностранного. Правда это может работать только на уровне федерального законодательства и то - посредством квот. Так или иначе, но совсем недавно на рынке нефтесервисных услуг появилась любопытная тенденция: нефтяники повсеместно отказываются от услуг импортных сервисных компаний.

- Затрудняюсь сказать, утверждено ли это на законодательном уровне, но определенные высказывания в правительстве насчет того, что необходимо сокращать количество иностранной рабочей силы в такой важной для экономики отрасли как нефтесервис уже прозвучали, - отмечает Управляющий «Сервисной транспортной компании» Сергей Гайворонский. - Видимо, многие восприняли эту «рекомендацию» и начали действовать, не дожидаясь какого-то закона.

Казалось бы, уход импортных компаний с рынка российским нефтесервисникам только на руку, и увеличение объемов за счет освободившихся ниш рынка означает больше работы и выручки. Однако с неизменно-маленькими ценами прибыль остается на том же уровне. Если в данном случае и можно говорить о правительственной помощи, то, скорее, не экономической, а политической. Хотя, конечно, в любом случае, цель всех компаний - расширить сферы влияния и завоевать новые рынки. И в ряду «нефтесервисных» случаев это работает. Скажем, при выручке 1 миллиард руб., 10% (коэффициент рентабельности) - это 100 млн. руб. При выручке 2 млрд. руб. - коэффициент рентабельности снижается до 7%, опять же, за счет низких цен на услуги. Это меньше, чем 10%, но в деньгах это уже 170 млн. руб. Другое дело, что для получения выручки 2 млрд. руб. требуется больше затрат, оборудования и людей.

- В любом случае этой прибыли недостаточно для обновления и обслуживания всего предприятия, - констатирует Сергей Гайворонский. - Но нефтесервисники пытаются выйти из сложившейся ситуации. Например, активно привлекают кредитные средства. К сожалению, на увеличение процентного показателя по рентабельности это не влияет. Некоторые «выезжают» на том, что эксплуатируют технику, которую нужно списывать или обновлять. Опять же, если есть требование заказчика «техника не старше пяти лет», это уже не работает и тогда увеличение объемов лишено смысла.

Региональные приоритеты

Тем не менее, заручиться правительственной поддержкой можно. Хотя бы поддержкой местной власти и для решения локальных текущих задач - это уже немало. И дело тут вовсе не в патриотизме. По логике вещей местные сервисные компании на местном рынке должны всегда пользоваться неким приоритетом, хотя бы потому, что они лучше знают структуры месторождений региона, обладают разработанными логистическими схемами и производственными базами, а также работают силами местных специалистов. И, вроде бы, затраты у местных компаний должны быть меньше, однако так бывает далеко не всегда. Часто компании с других регионов, имеющие хорошую прибыль, пытаясь выйти на новый регион, перенасыщают рынок и сами занижают цены, хотя, в целом, могут себе это позволить, а местным компаниям по таким расценкам работать просто не выгодно.

- Именно в этом случае местная администрация может оказать существенную помощь, - уверен Сергей Гайворонский. - В прошлом году мы написали письмо, в котором просили администрацию города повлиять на градообразующее предприятие ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», чтобы те постарались предоставить объемы той компании, которая работает в том же городе, а не компаниям с других регионах. Я не знаю, повлияла ли Администрация на нефтяников, но мы получили гораздо больше, нежели ожидали.

Разность интересов - загубленные скважины?

Очевидно, что уровень добычи нефти и, соответственно, благосостояние нефтедобывающих компаний, напрямую зависит от качества нефтесервисных услуг. Если сервисные компании проводят некачественный цементаж скважины, то, скорее всего, нефтяной компании грозит крупный штраф, поскольку она должна сдать скважину государственным надзорным органам в соответствующем качестве. Более того, в последующем некачественные услуги нефтесервисников чреваты проблемами, касающимися добычи: цементирование скважины - один из самых важных процессов, от качества которого зависит срок эксплуатации этой скважины. Особенно, с учетом того, что сегодня подавляющее большинство нефтяных компаний работают с трудноизвлекаемыми запасами нефти, разработка которых требует применения таких сложных технологических операций как зарезка боковых стволов и многостадийный гидроразрыв пласта. Последнюю операцию особенно опасно проводить после некачественного цементирования устья скважины, так как это может привести к обводненности и скважина будет потеряна. Но факт остается фактом: многие заказчики нефтесервисных услуг, просто не отдают должного внимания процессу цементирования скважин, видимо, полагая, что это не то, на что стоит тратить деньги.

- Как бы парадоксально это ни звучало, но у нефтяников и нефтесервисников совершенно разные цели, - считает Сергей Гайворонский. - Цель нефтедобывающей компании - максимальная прибыль, то есть максимальная разница между затратами на добычу и стоимостью нефти. Цель буровых компаний - максимальная коммерческая скорость бурения, так как, если бурильщики не укладываются в срок, к ним применяются штрафные санкции. Цель сервисников - поддержка качества сервиса на определенном уровне, что, зачастую, требует дополнительных материальных и временных затрат. А это абсолютно неприемлемо для буровых и нефтедобывающих компаний

Выводить нельзя оставить

В настоящее время в России существует всего три компании, которые не «отпустили на вольные хлеба» свой нефтесервис: ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО АНК «Башнефть» и ОАО «Татнефть». Оставив нефтесервис у себя, компании получили ряд преимуществ - более качественные забои скважин, более удобные внутриорганизационные отношения, а также возможность самим регулировать цены на услуги. Между тем, другие мастодонты типа «Газпром нефти» и «Лукойла» не спешат возвращать свои нефтесервисные активы, классифицируя их как непрофильные, которые подразумевают большие капиталовложения. Безусловно, можно иметь свой нефтесервис, но его нужно купить (или, в случае с большинством российский нефтедобывающих компаний - не продавать) и содержать. С точки зрения производства, это будет дешевле, только вот плохие показатели по возврату инвестиций никому из современных менеджеров не нравятся. Можно же вообще не вкладывать ни копейки в поддержку и развитие собственных нефтесервисных предприятий, а отдать все на аутсорсинг. Как, собственно, это и было сделано.

- Это оказалось выгодно для нефтяников, - соглашается Сергей Гайворонский. - Может, они не выигрывают в перспективе, но условно говоря, остаются с прибылью по принципу «здесь и сейчас». Не надо вкладываться в развитие, ты просто оплачиваешь услуги, когда они понадобятся. Поэтому, я думаю, что вряд ли отечественные сервисные компании ожидает повальное слияние с «нефтянкой». Не любят у нас в России долгосрочные инвестиции.

Наряду с этим, собственный нефтесервис - явление тоже далеко не однозначное. Как известно, только конкуренция развивает рынок. Если нефтесервисное предприятие «карманное», то его руководство и сотрудники уверены в ближайшем будущем - какой смысл им вкладывать в развитие свои силы, время и средства? Парадоксально, но, с одной стороны, сервисники страдают от низких цен и недобросовестной конкуренции, с другой, та же конкуренция побуждает их искать пути решения проблем. Дело обстоит совсем по-другому, если рассматривать нефтесервис в стратегическом ключе - от этого напрямую зависит развитие нефтегазодобывающей отрасли. Впрочем, это уже вопрос правительственного уровня.