USD 92.366

0

EUR 99.5299

0

Brent 86.99

0

Природный газ 1.752

0

...

Нефть из сланца

По оценке Управления энергетической информации США (EIA), РФ занимает первое место в мире по запасам сланцевой нефти. Освоение этих богатств позволит стабилизировать российскую добычу и сохранить лидирующие позиции на глобальном рынке, если профильные компании сумеют форсировать освоение технически сложных и незнакомых для них проектов, считают аналитики.

Нефть из сланца

По оценке Управления энергетической информации США (EIA), РФ занимает первое место в мире по запасам сланцевой нефти. Освоение этих богатств позволит стабилизировать российскую добычу и сохранить лидирующие позиции на глобальном рынке, если профильные компании сумеют форсировать освоение технически сложных и незнакомых для них проектов, считают аналитики.

Управление энергетической информации США впервые провело оценку технически извлекаемых запасов сланцевой нефти и газа в 42 государствах. Общие запасы сланцевой нефти составляют 345 млрд баррелей, почти половина ресурсов сосредоточена в трех странах: это Россия (75 млрд баррелей), США (58 млрд баррелей) и Китай (32 млрд баррелей). Запасы сланцевого газа оценены в 206 трлн куб. м. По этому показателю лидируют Китай (32 трлн м3), Аргентина (23 трлн м3) и Алжир (20 трлн м3). Россия, где больше всего запасов традиционного газа, лишь на девятой позиции, с 8 трлн м3.

Добыча сланцевых ресурсов имеет значительный потенциал, но только будущее покажет, насколько этот рост реализуем с экономической точки зрения, признал директор EIA Адам Сиемински. Мировой спрос на нефть составляет сейчас около 90 млн барр/сут. Получается, что всех запасов сланцевой нефти хватит, чтобы обеспечить глобальную потребность в энергоресурсах примерно на десять с половиной лет.

В России практически все запасы сланцевой нефти находятся в отложениях Баженовской свиты в Западной Сибири и являются трудноизвлекаемыми (6% при общем объеме запасов в 1,24 трлн барр). Ресурсы Баженовской свиты значительные: нефти там больше, чем на месторождении Bakken в США. И уже к концу десятилетия залежи Баженовской свиты способны дать дополнительно 1-2 млн барр/сут, обеспечив устойчивый общий уровень производства нефти в стране до 10 млн барр/сут без выхода на новые территории добычи, отмечают аналитики The Economist Intelligence Unit.

Новые ресурсы критичны для роста российских компаний, поскольку добыча в основной нефтедобывающей провинции страны Западной Сибири, на которую приходится 60% нефти, падает в среднем на 0,6% в год начиная с 2008 г. РФ начинает утрачивать главный актив, предупреждает старший директор IHS CERA Тейн Густафсон: "Отрасли потребуются масштабные инвестиции в освоение новых ресурсов, чтобы сохранить мировое лидерство".

Разработка сланцевой нефти связана с высокими геологическими рисками и требует принципиально новых технологических решений и значительных финансовых вложений. По оценке аналитической компании Sanford C. Bernstein, вовлечение труднодоступных ресурсов увеличило предельные издержки добычи компаний более чем на 13%, с 92,3 долл США за баррель в 2011 г. до 104 долл США в 2012 г., а за последнее десятилетие на 250%, что ограничивает рентабельность добычи. Норма чистой прибыли в нефтяном секторе находится на самом низком уровне за последнее десятилетие, подчеркивают аналитики Sanford C. Bernstein. То, что мы называем технологическими баррелями, дорожает с каждым днем, признал генеральный директор французской Total Кристоф де Маржери.

Уже три российские компании заявили о том, что намерены начать опытную разработку этих ресурсов в ближайшие годы - "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", но в кооперации с иностранными корпорациями, чтобы снивелировать технологические и финансовые риски: "Роснефть" совместно с ExxonMobil, "Газпром нефть" - с Shell.

Партнерство "Роснефти" с ExxonMobil является крупнейшим из озвученных отечественными компаниями проектов. Объем извлекаемых запасов из низкопроницаемых коллекторов "Роснефти" оценивается в 6 млрд баррелей, потенциал добычи - 300 000 баррелей в день. Компании планируют создать совместное предприятие по оценке возможностей коммерческой добычи трудноизвлекаемых запасов Баженовской свиты и Ачимовской свиты ("Роснефти" будет принадлежать в СП 51%, ExxonMobil - 49%). Работы намечено вести на принадлежащих "Роснефти" 23 лицензионных участках общей площадью свыше 10 тыс м2. По условиям договоренностей, между компаниями ExxonMobil выделит финансирование в размере до 300 млн доллл СШАна реализацию программы опытных работ, а также предоставит современные технологии и специалистов в области геологии, разработки, проектирования и заканчивания скважин, окажет услуги по производственному управлению при бурении сложных горизонтальных скважин, необходимые для оценки и коммерческого освоения этих трудноизвлекаемых запасов.

Партнерство с ExxonMobil даст "Роснефти" доступ к новым уникальным технологиям и опыту, которые в дальнейшем планируется применять в других проектах компании, в частности для разработки месторождений Арктического шельфа.

Россия обладает огромными запасами в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на шельфе Арктики, но отсутствие инфраструктуры делает их освоение дорогостоящим и трудоемким, отмечают аналитики The Economist Intelligence Unit: "Старт проектов Баженовской свиты в Западной Сибири потенциально предлагает самый дешевый и простой способ для поддержания национальной добычи нефти на желаемом уровне и позволит отработать технологии для выхода на новые территории".

Портфель трудноизвлекаемых запасов "Роснефти" включает запасы таких месторождений, как Приобское, Приразломное, Северо-Комсомольское, Северо-Хохряковское, Ван-Еганское, Русское и Мессояхское, а также залежи углеводородов Ачимовской, Тюменской и Баженовской свит. К разработке трудноизвлекаемых запасов привлечены крупнейшие международные сервисные компании: Schlumberger действует на Северо-Хохряковском месторождении, Halliburton - на Ем-Еговском лицензионном участке. Сотрудничество строится по новой схеме, аналогов которой в России до сих пор не было: подрядчики делят с компанией риски и совместно принимают решения. У "Роснефти" есть также договоренность с норвежской Statoil по исследованию отложений сланцевой нефти Хадумской свиты в Ставропольском крае. В случае обнаружения коммерческих запасов компании будут совместно разрабатывать залежи. Одной из причин оживления нефтяных компаний в отношении сланцев стала программа фискальных льгот для трудноизвлекаемой нефти: "черное золото" с Баженовской, Ачимовской и других свит получит нулевую ставку НДПИ.

В "Роснефти" признают, что освоение нетрадиционных ресурсов и арктических территорий является технологическим вызовом для компании, но уверены, что реализация проектов придаст импульс развитию технологий и прикладной науки. Проекты по разработке нетрадиционных ресурсов Арктики - самый важный катализатор роста капитализации компании, полагают аналитики Альфа-банка. Ожидаемые извлекаемые ресурсы на лицензиях компании превышают 275 млрд барр н.э., говорится в презентации "Роснефти".

Освоение нетрадиционных ресурсов сланцевой нефти является принципиальным для перепозиционирования центров мировой добычи и определения новой расстановки сил на глобальном рынке, отмечает Международное энергетическое агентство (МЭА). В условиях масштабной трансформации рынка ставка нефтяных компаний на новые ресурсы будет определяющим фактором для увеличения их доли на рынке и закрепления статуса. "Будут выигравшие и програвшие", - предупреждают в МЭА.

На мировом рынке происходят серьезные изменения в добыче, динамике целевых рынков сбыта, включая внутреннее потребление, признал министр энергетики РФ Александр Новак. По его мнению, России следует переориентировать свои рынки сбыта и активно разрабатывать новые месторождения, которые дадут возможность стабилизировать добычу в стране и не позволят утратить лидирующие позиции среди глобальных игроков. Сланцевая нефть привнесет значительнейшие перемены в нефтяную отрасль. Они уже чувствуются, констатирует президент "Башнефти" Александр Корсик. В США сланцевая нефть благодаря широкому применению технологий гидроразрыва и наклонного бурения составляет 30% суммарной добычи, и эта страна может стать крупнейшим производителем нефти к 2020 г., а не к 2025 г., как ранее прогнозировалось, и способна обогнать Россию уже в 2018 г., полагают представители МЭА: 11,9 млн баррелей в сутки против 10,76 млн соответственно. В 2012 г. добыча в США выросла на 12%, до 9,11 млн барр/сут, против 1,2% (10,73 млн барр) в России и 5,9% (9,57 млн барр) в Саудовской Аравии. Северная Америка способна занять существенную долю мирового рынка и продолжит сокращать закупки "черного золота" за границей, что вызовет серьезные трансформации в глобальных потоках нефти, считает Джин Макгиллиан из Tradition Energy. Нефтяной бум в США уже обеспокоил членов ОПЕК: по итогам последней встречи в Вене они приняли решение изучить его влияние на мировой рынок. Еще пять месяцев назад генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Эль-Бадри всерьез не относился к вопросам, касающимся сланцевой нефти, и не прогнозировал серьезных последствий для рынка, но сейчас его мнение изменилось: "Мы внимательно изучаем, насколько добыча нетрадиционной нефти может повлиять на добычу ОПЕК".

Если российские компании не смогут вовремя использовать свой потенциал нетрадиционной нефти, они рискуют уступить позиции на глобальном рынке: экспорт нефти может оказаться на 50 тонн ниже, чем ожидалось в 2023 г. (в 2012 г. он составил 240 млн тонн), говорится в исследовании Института энергетических исследований Российской академии наук. Освоение новых ресурсов станет серьезным испытанием, но способно дать отличный импульс для увеличения стоимости компаний и доходов акционеров и в конечном итоге позволит превратиться из национального лидера в нефтегазовый холдинг мирового уровня, в том числе с технологической точки зрения, согласен представитель "Роснефти".



Автор: Василий Львов, Роснефть