USD 89.7619

0

EUR 97.9126

0

Brent

0

Природный газ

0

5 мин
...

Несите свои денежки-2...Что Россия предложит иностранным инвесторам?

В преддверие крупнейшей мировой выставки "Нефтегаз 2010", мы обратили внимание на то, сколько крупных иностранных компаний намереваются сотрудничать с российскими коллегами. Продолжение статьи "Несите свои денежки...Российский ТЭК ждет иностранные инвестиции" - рассуждение на тему о том, что могли бы предложить власти страны инвесторам.

Несите свои денежки-2...Что Россия предложит иностранным инвесторам?

В преддверие крупнейшей мировой выставки "Нефтегаз 2010", мы обратили внимание на то, сколько крупных иностранных компаний намереваются сотрудничать с российскими коллегами. Продолжение статьи "Несите свои денежки...Российский ТЭК ждет иностранные инвестиции" - рассуждение на тему о том, что могли бы предложить власти страны инвесторам.

Первая часть статьи на тему иностранных инвестиций в российский ТЭК - о том, чем Россия может завлечь к себе иностранных инвесторов.

Что реально могли бы предложить власти страны и российские компании своим иностранным партнерам?

  • Несмотря на то, что обмен месторождениями пока выглядит бесперспективным, ввиду того, что все крупные были разобраны еще ранее, существует шельф, о котором мы писали выше. Начальная геологоразведка позволит российским компаниям обмениваться месторождениями на шельфе с уже действующими месторождениями иностранцев. Получится, что иностранцы смогут как бы закупить это месторождение на будущее, отдавая нефть сейчас.
  • Обмен высокорисковыми активами - российские компании могут предложить иностранцам те проекты, которые сами, в силу дороговизны или отсутствия технологий, потянуть не могут. Так, это месторождения вязкой нефти, битумов, месторождения сланцевого газа. В обмен, скорее всего, Россия получит месторождения в таких рисковых, для Запада регионах, как Нигерия, Сахара. Учитывая то, что российские компании имеют налаженные связи со странами региона, для них работать там может будет и проще.
  • Еще одним вариантом, который был бы интересен иностранным компаниям, может быть получение доступа к месторождениям Венесуэлы и Ирана, которые не особо жалуют западные компании. Сотрудничая с российскими компаниями, которые наладили контакты в этой сфере, иностранцы могли бы создавать с ними СП и действовать на территории названных стран. Так, судя по всему, свою долю в Венесуэле должна получить ВР в сотрудничестве с ТНК-ВР. Это мог быть бы хороший обмен геополитических возможностей страны на нефть в других регионах.
  • Государство могло бы ввести льготный налоговый режим для тех месторождений, что будут разрабатываться иностранными компаниями - это помогло бы им начать освоение. Налоговых каникул было бы вполне достаточно. Правительство может озаботиться льготами для тех компаний, кто будет использовать в работе в России действительно уникальное оборудование, не имеющее аналогов в стране.
  • Вероятнее обмен активами или получение доступа к иностранным рынкам в тех регионах, где российские компании сами не могут работать на полную мощность. Получается, что Россия могла бы обмениваться не только месторождениями, но и менять нефть или газ на рынки сбыта. Так, предлагается начать активное сотрудничество с Китаем. Роснефть рассматривает возможность строительства дальневосточного НПЗ, но не уверена, что он окупится. В то же время, мощностей действующего в регионе Хабаровского НПЗ может в скором времени оказаться недостаточно. В обмен на выход на китайские, а вместе с ним и на азиатские рынки, власти могли бы дать компаниям стран АТР выход на дальневосточный рынок - строительство АЗС. Китайские компании заинтересованы в этом варианте, так как в своей стране они вынуждены продавать бензин по регулируемой цене.

Также представляется разумным решение основных проблем, который обычно замечают иностранные компании в вопросах инвестирования в России

- ухудшение качества запасов - чисто нефтяных скважин уже нет, и компаниям приходится тратить средства на утилизацию попутного нефтяного газа.
- отсутствие юридической защиты. Не исключено, что это камень в огород российских властей, которые до сих пор четко не прописали все положения закона " О недрах".
- политизирование бизнес-решений. Все участники отмечают этот пункт как очевидный - государство никогда не ослабит своего контроля за нефтью и газом в стране.
- поощрение монополистов правительством.
- "низкое качество" российских партнёров (" Газпром" заключал договор с Венесуэлой, всячески пытаясь «впарить» им некую компанию - посредника в налоговой гавани. На деле это оказалась " правнучка" самого газового холдинга - " дочка" " дочки" " дочки" того же " Газпрома", где сидели те же самые менеджеры, отмечают иностранцы)
- коррупция и хищение

Таким образом, основными стимулами могут выступить привлечения инвестиций могут вступить собственные месторождения, геополитическая поддержка, взятие на себя определенных рисков, создание определенных зон для иностранных инвестиций и создание запасов на будущее.

Отметим, что иностранным инвесторам вряд ли будут рады все. Для того же "Газпрома", который, по сути, уже сам давно строит отношения с иностранными компаниями, приход Shell на Сахалин вызвал такую реакцию, что становится видно, что только слов Владимира Путина будет мало. Компания сразу же заявила, что месторождения, которые могут достаться иностранцам, уже запланированы газовым холдингом для газификации региона. Это наводит на мысль, что силы внутри холдинга вполне могут и проигнорировать любые попытки властей страны навязать ему новых инвесторов, справляясь самостоятельно. Внутренний же рынок вообще является полной вотчиной Газпрома - ни одна иностранная компания не пойдет работать на него с существующими ценами на газ внутри страны. По другой причине не очень заинтересован в государственном приглашении иностранных инвестиций "Лукойл" - просто компания выбрала основой своей апстрим Среднюю Азию и месторождения в России, а даунстрим - НПЗ в Восточной Европе. Бренд компании уже хорошо известен и та может находить инвестиции самостоятельно. Изменения политики произойдут, если "Лукойл" получит право на доступ к шельфу. Не будем забывать, что 1/5 "Лукойла" владеет иностранная компания, хоят и сбирается продавать эти акции.

Опыт взаимодействия с иностранцами показывает, что правила игры в любой момент могут быть отыграны - как только отношения между странами ухудшаться, или цены на нефть вновь будут близки к $150 за баррель. Понимая это, иностранцы все же будут ждать более четкого законодательства и лояльного руководства страны.

Возвращаясь к ситуации вокруг шельфа, стоит отметить, что ситуация складывается довольно тяжелая и неоднозначная. Те нефть и газ, которые содержатся в нем, необходимо еще добыть. Мы уже отмечали, что таких средств нет ни у государства, с его гигантскими социальными обязательствами, ни к тех компаний, что допущены к нему - Роснефти и Газпрома. По сути, получить деньги можно либо у Лукойла, либо у Сургутнефтегаза. Учитывая, что Сургут давно работает только в своем регионе, "Лукойл" видится отличным партнером, только вот самостоятельно идти на шельф ему никто не даст. Инвестиции только российских компаний в освоение шельфа и Восточной Сибири в ближайшие восемь-девять лет составят порядка 300 млрд долл., говорил вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. При этом он не исключал, что для освоения данных регионов будут создаваться консорциумы с иностранными партнерами. Сам же "Лукойл", скорее всего, сможет стать участником освоения только в составе консорциума, что выглядит вполне удачным ходом или в результате своего СП с "Газпром нефтью". Если исходить из опыта работы в Венесуэле, консорциум может быть наполнен "Газпромом", "Роснефтью", "ТНК-ВР" и "Лукойлом". "Сургутнефтегаз" может попасть туда, но только из-за своего громадного кэша. Из иностранных компаний здесь вполне может оказаться PDVSA и CNPC. "Лукойл" на шельфе - это не только негосударственная компания, это компания, где 20% акций принадлежит иностранной ConocoPhillips. Как кажется, если компания продаст эту долю кому-то из российских госкомпаний, шансы ее на попадание на шельф серьезно возрастут.

По сути, пока другого выхода, кроме того, как расширять список компаний, имеющих доступ к шельфу, у правительства нет. Но, если цены на нефть пойдут вверх и достигнут хотя бы $150 за баррель, правительство точно никого звать не будет. $100-120 за баррель позволяют и "Лукойлу" и другим компаниям рассчитывать на попадание на шельф. Как уже говорилось, наиболее вероятным видится создание консорциума, где 51% будет принадлежать государственным "Газпрому" и "Роснефти".