USD 91.3534

+0.02

EUR 99.1061

+0.38

Brent 82.1

-0.74

Природный газ 1.96

+0.03

...

Самый политический проект в истории мировой "нефтянки"

Состоялось открытие одного из самых амбициозных проектов в истории мировой нефтяной отрасли

Самый политический проект в истории мировой "нефтянки"

Нефтепровод, рожденный политикой

Состоялось открытие одного из самых амбициозных проектов в истории мировой нефтяной отрасли. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан запущен 25 мая. На церемонии открытия присутствовали президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Турции Ахмет Сезер, президент Грузии Михаил Саакашвили, глава BP Джон Браун.
Общая протяженность основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет 1767 км (азербайджанский участок - 443, грузинский - 248, турецкий - 1076). Пропускная способность нефтепровода планируется в объеме более 50 млн тонн нефти в год, около 1 млн баррелей в день. Тариф прокачки нефти составит $2,58 за баррель. Помимо азербайджанской, по нефтепроводу будет перекачиваться казахстанская нефть, которую будут перевозить через Каспийское море танкерами. Строительство Баку-Джейхан началось в апреле 2003 года и завершится в третьем квартале 2005 года (первоначально планировался четвертый квартал 2004 года). Начало экспорта азербайджанской нефти из турецкого порта Джейхан на Средиземном море намечено на октябрь 2005 года.

Стоимость проекта составляет $2,95 млрд, а с учетом выплат по кредитам - $3,6 млрд. Около 30% средств на проект были выделены компаниями - участниками проекта, остальные предоставлены Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком. Для реализации проекта в 2002 году была учреждена компания BTC Co. Ее акционерами являются британская BP - 30,1% акций (оператор проекта), азербайджанская ГНКАР - 25%, американская Unocal - 8,9%, норвежская Statoil - 8,71%, турецкая TPAO - 6,53%, итальянская ENI - 5%, французская TotalFinaElf - 5%, японская Itochu - 3,4%, японская Inpex - 2,5%, американские ConocoPhillips - 2,5% и Amerada Hess - 2,36%. Эксплуатация нефтепровода рассчитана на 40 лет. Как ожидается, рентабельность в течение 20 лет составит не менее 12,5% в год.

По словам выступавшего на церемонии открытия БТД президента Грузии, новый трубопровод поможет повысить энергетическую независимость его страны.
Но с самого начала данный проект вызывал множество сомнений по поводу своей экономической целесообразности и экологической безопасности у экспертов.

Честолюбивый проект нашел поддержку не только у клана Алиева, который "держится у власти при помощи фальсификации результатов выборов и подавления оппозиции", как отмечает немецкое издание ?Die Welt?.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был самым желанным проектом правительства американского президента Билла Клинтона, теперь его поддерживает и Джордж Буш. Штаты и не скрывают, что напрямую заинтересованы в трубопроводе, который пройдет по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Старательно обходя при этом Армению. Как заявил на днях в Баку спецпредставитель Госдепартамента США Стивен Манн, "трубопровод Баку-Джейхан является частью энергетической политики Джорджа Буша".

Эта труба рассматривалась как альтернативный путь доставки каспийской нефти на мировые рынки, обходящий Россию или Иран. Это первый трубопровод на постсоветской территории, который проходит на большом расстоянии от России. США обозначили богатую полезными ископаемыми Прикаспийскую область как "стратегически важный регион XXI века". Экспорт из этого региона должен ослабить зависимость от нефти из Персидского залива.

В то время как ведущая этот проект компания ВР хвалится высокими экологическими стандартами, нефтяным менеджерам нечего ответить защитникам по правам человека, утверждающим, что трубопровод финансирует режим Алиева. В офисе компании ВР в Баку на политические темы не высказываются.

На деле же нефтяной фонд Азербайджана, куда поступают неплохие суммы от выручки, которую приносит трубопровод, возглавляет доверенное лицо президента Алиева.

Нефтепровод Баку-Джейхан рожден по политическим, а не экономическим соображениям, считает председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.
"Совершенно очевидно, что этот проект рожден на свет по политическим, а не экономическим мотивам - для того, чтобы создать альтернативный устойчивый путь поступления на Запад энергоресурсов каспийского региона в обход России, а также некоторых других государств, например, Ирана", - сказал К.Косачев.
На его взгляд, то, что этот дорогостоящий проект подошел к финалу, объясняется благоприятной экономической конъюнктурой и высокими ценами на нефть. "Однако то, что этот проект состоится как экономически рентабельный, остается под большим знаком вопроса", - подчеркнул К.Косачев.
Главным конкурентом БТД с российской стороны яляется Каспийский трубопроводной консорциум. КТК уже проигрывает БТД по уровню тарифов. А наращивать мощность трубопровода КТК при постоянных пробках в Босфоре вряд ли оправданно. Ведь там вынуждены скапливаться десятки танкеров, везущих "черное золото" в Европу. Из-за роста демереджа (штрафа за простой судна в порту), перевозить нефть в танкерах через Босфор становится слишком накладным. Гораздо удобнее заливать танкеры нефтью в средиземноморских портах, таких как Джейхан. У России есть аналогичный проект обходного маршрута. Это нефтепровод Бургас (Болгария) - Александропулис (Греция), который пройдет буквально в нескольких километрах от турецкой границы. Но здесь на стоимости нефти скажется двойная перевалка нефти.
Кстати, БТД ударил не только по российским интересам, но и по амбициям украинского руководства, которое отстаивает вариант использования нефтепровода Одесса-Броды для доставки нефти в Европу. Теперь с началом работы БТД вероятность использования украинского трубопровода для масштабного транзита нефти в страны ЕС снизилась почти до нуля.

Открытие БТД вряд ли поставит точку в продолжительной политической борьбе. Участие президента Алиева в нефтяном сценарии США может стать роковым для него и для страны.

Выступивший на открытии БТД Ильхам Алиев заявил, что "нефтедоходы в стране должны быть распределены справедливо, каждый гражданин должен почувствовать на себе выгоду от них". Однако, справедливое распределение потока нефтедолларов вызывает сомнение. Этому помешает, как отметил Ингилаб Ахмедов из бакинского центра финансового мониторинга, "непрозрачность бизнеса в нефтяной отрасли и масштабная коррупция во всех сферах". По данным организации Transparency International, Азербайджан занимает 140 место из 146 по уровню коррупции в мире. 8 из 9 самых крупных плательщиков налогов в бюджет Азербайджана провалили в прошлом году план по их сбору. В их числе оказалась и нефтяная компания SOCAR.
В Азербайджане, находящимся под властью клана Алиева, политическая ситуация весьма сложная. Возможно повторение истории Киргизии, хотя найти замену нынешнему президенту среди оппозиции будет еще сложнее, или Узбекистана.





Автор: Татьяна Захарова